Какова ситуация «Ревизора»? Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы?
Ситуация в пьесе "Ревизор" представляет собой смешанный момент в жизни городской администрации, когда главными действующими лицами оказываются инспекторы, входящие в город с плетью в руках. Но на самом деле, изначальная ситуация вызвана недовольством и недостаточной эффективностью администрации, что создает беспорядки и коррупцию в городе.
В самодержавно-бюрократической системе правления, страх играет ключевую роль. Государственные чиновники и местные власти боятся потерять свои должности, статус и привилегии. Именно поэтому они стараются выглядеть лучше, чем они на самом деле являются. Инспекторы, играющие роль судьи над горем города, вызывают у горожан такой ужас, что они готовы сделать все, чтобы не привлекать к себе внимания.
Страх влияет на каждого из персонажей пьесы. Мэр, помещики, чиновники - все они испытывают тревогу и страх быть пойманными в нарушении закона, ведь они все втайне знают о своей нечестности. Мэр, например, испуган, что его коррупционные схемы станут известными, и он потеряет свою власть и богатство. Помещики испытывают тревогу из-за своей жадности и незаконного обогащения. Чиновники же боятся быть уволенными или даже отправленными в ссылку за свои проступки.
Кроме того, страх отчасти обуславливает и поведение горожан. Со своей стороны, они также испытывают страх перед инспекторами, и даже готовы пожертвовать деньгами и имуществом, чтобы угодить им. Боясь возможных наказаний, горожане покорно слушаются приказов инспекторов и пытаются задобрить их материальными подарками. Они переживают за свою безопасность и будущее, поэтому выбирают пусть не всегда честный, но более выгодный для себя способ действий.
Таким образом, страх является ключевым фактором в системе самодержавно-бюрократического управления и оказывает влияние на каждого из персонажей пьесы "Ревизор". Он создает атмосферу подчинения и несправедливости, заставляя персонажей делать все, чтобы сохранить свое положение или избежать наказания.
Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»
В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.
В самодержавно-бюрократической системе правления, страх играет ключевую роль. Государственные чиновники и местные власти боятся потерять свои должности, статус и привилегии. Именно поэтому они стараются выглядеть лучше, чем они на самом деле являются. Инспекторы, играющие роль судьи над горем города, вызывают у горожан такой ужас, что они готовы сделать все, чтобы не привлекать к себе внимания.
Страх влияет на каждого из персонажей пьесы. Мэр, помещики, чиновники - все они испытывают тревогу и страх быть пойманными в нарушении закона, ведь они все втайне знают о своей нечестности. Мэр, например, испуган, что его коррупционные схемы станут известными, и он потеряет свою власть и богатство. Помещики испытывают тревогу из-за своей жадности и незаконного обогащения. Чиновники же боятся быть уволенными или даже отправленными в ссылку за свои проступки.
Кроме того, страх отчасти обуславливает и поведение горожан. Со своей стороны, они также испытывают страх перед инспекторами, и даже готовы пожертвовать деньгами и имуществом, чтобы угодить им. Боясь возможных наказаний, горожане покорно слушаются приказов инспекторов и пытаются задобрить их материальными подарками. Они переживают за свою безопасность и будущее, поэтому выбирают пусть не всегда честный, но более выгодный для себя способ действий.
Таким образом, страх является ключевым фактором в системе самодержавно-бюрократического управления и оказывает влияние на каждого из персонажей пьесы "Ревизор". Он создает атмосферу подчинения и несправедливости, заставляя персонажей делать все, чтобы сохранить свое положение или избежать наказания.
В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека— творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени — паралича немой сцены.