Какова роль Чацкого в развитии любовной и социально-философской линий конфликта пьесы? Что в личности и взглядах героя предопределило его столкновение с фамусовским миром?
Все две линии конфликта активно развиваются при заметном участии в них Александра Андреевича Чацкого — главного героя произведения, того «умного человека», которому отказывают в уме и Софья. Фамусов и представители старой Москвы олицетворяют «век минувший». Этот век живущий по законам, ненавистным Чацкому. Именно в этом герое воплощена «другая, светлая, образованная Москва» (П. Вяземский), именно этот герой помогает автору показать глубокое разделение внутри русского дворянства после 1812 года. Александр Андреевич Чацкий умен, это признают все: и Софья, и Фамусов, и многие другие представители изображенного в пьесе московского общества: «Но захоти — так был бы деловой. ...Он малый с головой. И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»). Фамусов сожалеет, что ум Чацкого направлен не туда, куда, по мнению Фамусова, его надо было бы направить: добиться чинов и званий, наград и почестей, повышения по службе, иметь деревеньку (и не одну!) с крепостными, во всем подражать таким образцам, как дядя Фамусова Максим Петрович. Вместо этого Фамусов с ужасом убеждается, что Чацкий — «карбонари», «вольтерьянец», «якобинец»: он с негодованием обрушивается на тех «судей», которые являются столпами дворянского общества, резко высказывается против милых Фамусову порядков екатерининского века — «века покорности и страха», в котором особо ценились «охотники поподличать» наподобие Максима Петровича. Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб и прочие рассматривают службу как источник личной выгоды (причем, любой ценой), то Чацкий огораживается от министров, он уходит со службы так так, желал бы служить Отечеству, а не прислуживаться начальству «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он становится на защиту умных людей служить просвещению своей страны благодаря своей научной деятельности, литературы, искусства. Однако он прекрасно понимает, что среди Фамусовых — это только возможность прослыть «мечтателем! опасным!». Он ценит людей за их личные достоинства, а не за происхождение, богатство и количество крепостных душ. Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?» Чацкий резко выступает против произвола и деспотизма, против лести и лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живет фамусовское общество. Эти убеждения, по меркам московского света, не есть признак «ума». Сначала его называют странным («Зачем ума искать и ездить так далеко?» — говорит Софья), чудаком, потом объявляют сумасшедшим. Чацкому и самому кажется, что он сошел с ума в этой «толпе мучителей, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков», где лучшие человеческие качества объявляются «вздором».