«Повесть о Шемякином суде» производит очень противоречивое впечатление, подобное тому, какое испытываешь, глядя некоторые фильмы Квентина Тарантино.
С одной стороны, ситуации совершенно нелепые, описание нескольких убийств обставлено бытовыми мирными деталями, нет никакого эмоционального напряжения от всех этих смертей, напротив, иногда хочется смеяться, даже не смеяться, а фыркать недоумённо, читая о них и последующих реакциях потерпевших. Творимый в городе Шемякин суд усиливает это впечатление, создавая ощущение сумасшедшего дома, когда люди с самым серьёзным видом говорят и выслушивают как должное поразительно несуразные вещи. С одной стороны, ужасаешься, стоит только представить на миг реальность происходящего; с другой стороны, все персонажи кажутся героями страшилок типа «маленький мальчик пошёл погулять» или «гоблинских» переводов «Властелина Колец».
Чудовищное несоответствие Шемякина суда минимальным представлениям о суде как таковом усиливается концом повести, в котором сказано, что бедняк вернулся домой, «радуясь и хваля Бога», и словом «Аминь», которым завершается эта история.
Подобное произведение характерно для смеховой культу ры Средневековья и показывает истоки многих проявлений современной смеховой культуры.
С одной стороны, ситуации совершенно нелепые, описание нескольких убийств обставлено бытовыми мирными деталями, нет никакого эмоционального напряжения от всех этих смертей, напротив, иногда хочется смеяться, даже не смеяться, а фыркать недоумённо, читая о них и последующих реакциях потерпевших. Творимый в городе Шемякин суд усиливает это впечатление, создавая ощущение сумасшедшего дома, когда люди с самым серьёзным видом говорят и выслушивают как должное поразительно несуразные вещи. С одной стороны, ужасаешься, стоит только представить на миг реальность происходящего; с другой стороны, все персонажи кажутся героями страшилок типа «маленький мальчик пошёл погулять» или «гоблинских» переводов «Властелина Колец».
Чудовищное несоответствие Шемякина суда минимальным представлениям о суде как таковом усиливается концом повести, в котором сказано, что бедняк вернулся домой, «радуясь и хваля Бога», и словом «Аминь», которым завершается эта история.
Подобное произведение характерно для смеховой культу ры Средневековья и показывает истоки многих проявлений современной смеховой культуры.