Наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов мироздания, раскрывает более полно картину мира.
Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу и наблюдали за ней, но ставили эксперименты, высказывали гениальные догадки, создавали теории. Важнейшая закономерность исторического развития науки – возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни. С древних времен истории человека, наука возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности общества. Появление астрономии, математики и механики было вызвано становлением ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений.
Возрастание роли науки в жизни общества идет параллельно ее собственному бурному прогрессу, причем во взаимодействии науки и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние на структуру науки, поскольку требует все большего разделения труда между учеными. Фактор дифференциации научного знания способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.
Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX веке, и XXI обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий труда, а так же мастерства, знаний и умений людей, а значит прогресс науки затрагивает в целом все основы общественной жизни – экономической базис и надстройку. За наукой будущее нашей цивилизации.
Результатом естественного процесса развития общества стало возникновение науки как области человеческой деятельности. Наука в качестве обособленного и самодостаточного института начала формироваться только в XV-XVI веках, но попытки объяснить природные явления, выработать подход к исследованиям и экспериментам, систематизировать накопленные знания и опыт предпринимались еще в Античную эпоху философами Древней Греции и Древнего Рима. Уже в то время закладывался фундамент того, что сейчас называют научными дисциплинами. С развитием социума и общественной мысли необходимость в удовлетворении первичных биологических потребностей уходила на второй план – поиск истины и размышления за границами практических нужд привели к накоплению достаточного количества знаний и наблюдений для возникновения необходимости в их систематизации и классификации, а также для выявления в них причинно-следственных связей и, как следствие, созданию теорий и гипотез. Все это послужило предпосылками к становлению научного познания и науки в целом.
Наука служит на благо общества и с его развитием возникают новые потребности, которые диктуют развитие науки. Это может быть проиллюстрировано на примере того факта, что для каждой научной дисциплины характерен период бурного роста или так называемого «бума», связанного с определенным этапом исторического развития социума.
Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу и наблюдали за ней, но ставили эксперименты, высказывали гениальные догадки, создавали теории. Важнейшая закономерность исторического развития науки – возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни. С древних времен истории человека, наука возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности общества. Появление астрономии, математики и механики было вызвано становлением ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений.
Возрастание роли науки в жизни общества идет параллельно ее собственному бурному прогрессу, причем во взаимодействии науки и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние на структуру науки, поскольку требует все большего разделения труда между учеными. Фактор дифференциации научного знания способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.
Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX веке, и XXI обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий труда, а так же мастерства, знаний и умений людей, а значит прогресс науки затрагивает в целом все основы общественной жизни – экономической базис и надстройку. За наукой будущее нашей цивилизации.
Наука служит на благо общества и с его развитием возникают новые потребности, которые диктуют развитие науки. Это может быть проиллюстрировано на примере того факта, что для каждой научной дисциплины характерен период бурного роста или так называемого «бума», связанного с определенным этапом исторического развития социума.