В 40 — 50-е гг. XX в. главной темой произведений искусства была война. Ее событиям посвящены памятники и монументы, литературные произведения, фильмы, музыка, живопись. Во Франции к теме войны обращались писатели Луи Арагон, Поль Элюар, Арман Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого («расчет с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Бернхарда Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» Анны Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях Генриха Бѐлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведениях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. М. Ремарк). Роман Ремарка «Время жить, время умирать» ставил острейшую для ФРГ проблему ответственности не только нацистов, но и всех немцев за преступное ведение Германией войны против Советского Союза.
Для всех крупных произведений этого времени характерен реалистический подход. Реализм отличает творчество американских писателей того времени: Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя.
Подобные явления наблюдались и в кинематографе. Огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Роберто Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60 —70-х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к острой социальной и политической тематике. В них ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.
Все более известным в мире становится кино азиатских стран. Прорыв здесь был совершен в 60-е гг. японским режиссером Акирой Куросавой («Расѐмон», «Семь самураев» и др.).
Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских фильмов было немало таких, которые обращались к актуальным социально-политическим темам. Так, многие из них посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако преобладали все же фильмы развлекатель ных жанров: вестерны, боевики, детективы, триллеры, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Некоторые из них, сохраняя зрелищность, затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане оценивают состояние американского общества (например, «Крестный отец» Ф. Коп- полы).
Популярными в искусстве остаются различные модернистские направления. В 40 — 50-е гг. XX в. французские писатели Жан-Поль Сартр и Альбер Камю стали пропагандистами философско-литературного течения в рамках экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.
Для всех крупных произведений этого времени характерен реалистический подход. Реализм отличает творчество американских писателей того времени: Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя.
Подобные явления наблюдались и в кинематографе. Огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Роберто Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60 —70-х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к острой социальной и политической тематике. В них ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.
Все более известным в мире становится кино азиатских стран. Прорыв здесь был совершен в 60-е гг. японским режиссером Акирой Куросавой («Расѐмон», «Семь самураев» и др.).
Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских фильмов было немало таких, которые обращались к актуальным социально-политическим темам. Так, многие из них посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако преобладали все же фильмы развлекатель ных жанров: вестерны, боевики, детективы, триллеры, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Некоторые из них, сохраняя зрелищность, затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане оценивают состояние американского общества (например, «Крестный отец» Ф. Коп- полы).
Популярными в искусстве остаются различные модернистские направления. В 40 — 50-е гг. XX в. французские писатели Жан-Поль Сартр и Альбер Камю стали пропагандистами философско-литературного течения в рамках экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.