- Принятие указа 9 ноября 1906г о переходе наделов на частную собственность
- Ликвидация чересполосицы
- Создание хуторов и отрубов
- Разрушение общины
- Создание крестьянского банка в 1912 году
- Массовое переселение, в котором основную массу переселенцев на восток составили до этого безземельные или малоземельные русские крестьяне-бедняки, но также и украинцы, белорусы, татары и даже эстонцы и поляки
1) передача землю в собственность крестьянам
2) выдача земли шла в определенных направления - больше всего в сторону Сибири и не только туда
3) предоставление свобод крестьянам
Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:
• Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
• Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.
• Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.
• Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.
• Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).
• Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
• Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
Эта программа была рассчитана на 20 лет. Предполагалось решить целый комплекс назревших социально-экономических проблем села: создать крестьянские хозяйства, соответствующие капиталистическому пути развития России; защитить экономически перспективные (зажиточные) хозяйства от влияния общины, стеснявшей хозяйственную активность предприимчивых слоев деревни; уменьшить аграрную перенаселенность центральных губерний за счет организованного массового переселения малоземельных крестьян в Сибирь и на Дальний Восток; начать процесс превращения земли в объект купли-продажи; включить потоки финансового капитала в экономическое развитие деревни.
Одновременно Столыпин полагал, что будет решена и социальная проблема: крестьяне перестанут бунтовать, крепкие капиталистические хозяйства (собственники земли) станут опорой правительству, а значит, и самодержавию.
Однако реформа имела и серьезные изъяны. Главный ее порок — в сохранении помещичьего землевладения и несовместимости его с подлинным экономическим прогрессом в деревне. Реформа оказалась слишком запоздалой, поскольку у страны не было 20 лет, на которые рассчитывал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян, являющихся предприимчивыми собственниками земли.
- Ликвидация чересполосицы
- Создание хуторов и отрубов
- Разрушение общины
- Создание крестьянского банка в 1912 году
- Массовое переселение, в котором основную массу переселенцев на восток составили до этого безземельные или малоземельные русские крестьяне-бедняки, но также и украинцы, белорусы, татары и даже эстонцы и поляки
2) выдача земли шла в определенных направления - больше всего в сторону Сибири и не только туда
3) предоставление свобод крестьянам
• Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
• Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.
• Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.
• Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.
• Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).
• Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
• Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
Одновременно Столыпин полагал, что будет решена и социальная проблема: крестьяне перестанут бунтовать, крепкие капиталистические хозяйства (собственники земли) станут опорой правительству, а значит, и самодержавию.
Однако реформа имела и серьезные изъяны. Главный ее порок — в сохранении помещичьего землевладения и несовместимости его с подлинным экономическим прогрессом в деревне. Реформа оказалась слишком запоздалой, поскольку у страны не было 20 лет, на которые рассчитывал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян, являющихся предприимчивыми собственниками земли.