В частности, земским начальным школам противопоставили церковноприходские, для надзора за народными училищами учредили должность инспекторов. Предводители уездного и губернского дворянства получили решающий голос в делах школы.
Наиболее серьёзные изменения происходили в гимназиях — это основное звено связывало среднее и высшее образование в России. Толстой попытался придать гимназиям классический характер, хотя гуманитарными в полном смысле этого слова они так и не стали. Министр ставил целью отвлечь учащихся от насущных проблем российской жизни, сформировать их мировоззрение в религиозно-официальном духе. Преподавание в классических гимназиях русской словесности, истории Нового времени, основ философии резко сократили, одновременно насаждались древнегреческий и латинский языки, древняя история, усечённо преподавали естественные науки. Обучение в гимназиях превратилось в наказание для учащихся: в 1870-е гг. с учебным планом не справлялось до 60% гимназистов.
На основании устава 1872 г. реальные гимназии заменяли реальными училищами, создававшимися для «занятий различными отраслями промышленности и торговли». Для окончивших реальные училища был не только закрыт доступ в университеты, но и затруднено поступление в другие высшие учебные заведения.
Вершиной борьбы самодержавного правительства за сословность школы и умы молодёжи стал указ 1887 г.; современники назвали его «циркуляр «о кухаркиных детях». В соответствии с указом руководство гимназий принимало в учебные заведения только тех детей, которые имели «правильный домашний надзор» и «необходимые средства» для выполнения домашних заданий. Таким образом, значительная часть детей из непривилегированных сословий лишалась возможности получить образование.
Наиболее серьёзные изменения происходили в гимназиях — это основное звено связывало среднее и высшее образование в России. Толстой попытался придать гимназиям классический характер, хотя гуманитарными в полном смысле этого слова они так и не стали. Министр ставил целью отвлечь учащихся от насущных проблем российской жизни, сформировать их мировоззрение в религиозно-официальном духе. Преподавание в классических гимназиях русской словесности, истории Нового времени, основ философии резко сократили, одновременно насаждались древнегреческий и латинский языки, древняя история, усечённо преподавали естественные науки. Обучение в гимназиях превратилось в наказание для учащихся: в 1870-е гг. с учебным планом не справлялось до 60% гимназистов.
На основании устава 1872 г. реальные гимназии заменяли реальными училищами, создававшимися для «занятий различными отраслями промышленности и торговли». Для окончивших реальные училища был не только закрыт доступ в университеты, но и затруднено поступление в другие высшие учебные заведения.
Вершиной борьбы самодержавного правительства за сословность школы и умы молодёжи стал указ 1887 г.; современники назвали его «циркуляр «о кухаркиных детях». В соответствии с указом руководство гимназий принимало в учебные заведения только тех детей, которые имели «правильный домашний надзор» и «необходимые средства» для выполнения домашних заданий. Таким образом, значительная часть детей из непривилегированных сословий лишалась возможности получить образование.