При выявлении основных черт избирательной кампании Б. Н. Ельцина в глаза прежде всего бросается комплексный подход штаба данного кандидата к выбору средств воздействия на ход выборов. Политтехнологи Ельцина вели бой, если такое сравнение здесь уместно, на всех фронтах. Готовили агитационные материалы, масштабные PR-шоу, контрпропаганду, держали под контролем Центризбирком, крупнейшие СМИ, разрабатывали различные варианты действий в соответствии с тем или иным изменением ситуации.
Первый тур выборов не выявил победителя: Ельцин набрал 35 % голосов, Зюганов — 32 %, Лебедь — 14,5 %, Явлинский — 7,4 %, Жириновский — 5,7 %. Чтобы обеспечить окончательную победу, в промежутке между первым и вторым турами выборов Ельцин заключил политический союз с генералом Лебедем, назначив его секретарем Совета безопасности. Одновременно из правительства были уволены в отставку министр обороны Грачев (на него возлагалась основная вина за бездарное ведение войны в Чечне), начальник ФСБ Барсуков и фаворит Ельцина — начальник его охраны Коржаков. В те дни у Ельцина произошел тяжелый сердечный приступ. Это было скрыто от всего мира. 3 июля 1996 г. состоялся второй тур президентских выборов. По официальным данным, за Ельцина проголосовало 53,8 % избирателей, за Зюганова — 40,3 %.
Немало людей, отдавших голоса Ельцину, не были его сторонниками, но они оставались противниками коммунистов, не хотели их возвращения к власти.
Ельцин выиграл выборы благодаря также активной поддержке верхушки финансовой элиты, так называемой «семибанкирщины». Термин «семибанкирщина» появился после встречи семи владельцев крупнейших банков России с Ельциным в марте 1996 г. в преддверии президентских выборов. Примерно в это же время в политический лексикон вошло и прочно утвердилось слово «олигарх». Олигархи в России — представители крупного капитала, которые стремились «приватизировать» не только экономическую, но и политическую власть.
После победы Ельцина на президентских выборах 1996 г. политическое влияние этих сил на правительство возросло — теперь они жаждали «вознаграждения» в виде «лакомых кусков» государственной собственности. «Олигархи» Б.А. Березовский и В.А. Гусинский, владевшие двумя наиболее популярными телеканалами (ОРТ и НТВ), стали претендовать на формирование политического и экономического курса страны.
Целью, стоявшей перед пиарщиками команды Ельцина накануне первого тура, было выведение во второй тур Ельцина и заведомо проигрышного соперника. Так как наибольшей популярностью из действовавших в данное время политиков пользовался Геннадий Зюганов, то основной задачей стало принижение образа Зюганова наряду с «возвышением» образа Ельцина. Весь тактический план избирательной кампании Ельцина состояла из двух основных элементов: создать положительный образ Ельцина и предельно демонизировать образ Зюганова. Запугав население возможностью «коммунистического реванша», нужно сплотить его вокруг демократического крыла политиков, а для того, чтобы голоса были отданы именно Ельцину, его необходимо сделать безальтернативным кандидатом. Для этого ещё с 1993 команда Ельцина начала дискредитировать или прямо снимать с политического горизонта фигуры демократических конкурентов Ельцина, а позже некоторым из них было отказано в регистрации своей кандидатуры (напротив, выдвижение на выборы левых, националистических, радикальных кандидатов всячески поощрялось, так как к ним должна была отойти часть голосов традиционного электората Г. Зюганова).
Политическая манипуляция, направленная на создание положительного имиджа Ельцина, вовсе не ограничивалась официальной предвыборной агитацией. Сильнейший админстративный ресурс работал на Ельцина, кроме того, скрытая «реклама» присутствовала буквально везде — это стало возможно благодаря тому, что в руках Ельцина и «семьи» были поистине невероятные суммы и возможности
Главной особенностью предвыборной кампании стало использование несметного количества компромата и так называемых «грязных технологий». Огромную роль в «информационных войнах» сыграло телевидение, которое продемонстрировало свои неограниченные ресурсы. Вновь на первом месте были коммунисты (24,3 % голосов избирателей). Благодаря поддержке со стороны президентской администрации значительного успеха (23,6 %) добилось избирательное объединение «Единство». В Думу также вошли «Отечество — вся Россия», «Союз правых сил», «Яблоко», ЛДПР. Председателем Думы вновь стал ПН. Селезнев. В дальнейшем «Отечество — вся Россия» заявило об отсутствии принципиальных разногласий с «Единством» и поддержке ее линии в Думе. В апреле 2001 г. обе фракции начали процесс объединения в мощную проправительственную партию «Единая Россия», который был завершен в декабре того же года. Таким образом, впервые за годы реформ россияне избрали парламент, лояльный правительству.
Немало людей, отдавших голоса Ельцину, не были его сторонниками, но они оставались противниками коммунистов, не хотели их возвращения к власти.
После победы Ельцина на президентских выборах 1996 г. политическое влияние этих сил на правительство возросло — теперь они жаждали «вознаграждения» в виде «лакомых кусков» государственной собственности. «Олигархи» Б.А. Березовский и В.А. Гусинский, владевшие двумя наиболее популярными телеканалами (ОРТ и НТВ), стали претендовать на формирование политического и экономического курса страны.
Политическая манипуляция, направленная на создание положительного имиджа Ельцина, вовсе не ограничивалась официальной предвыборной агитацией. Сильнейший админстративный ресурс работал на Ельцина, кроме того, скрытая «реклама» присутствовала буквально везде — это стало возможно благодаря тому, что в руках Ельцина и «семьи» были поистине невероятные суммы и возможности