Ликвидация сталинского режима способствовала «оттепели» в духовной жизни. Это проявилось в появлении новых центральных литературных журналов «Дружба народов», «Юность»; и региональных — «Москва», «Нева», «Урал», «Дон».
Новым направлением официального советского искусства стал «суровый стиль». На место инфантильно-счастливых и довольных жизнью героев сталинского времени пришли усталые, погружённые в себя романтики-первопроходцы — геологи, нефтяники, спортсмены — с предчувствием наступающего светлого будущего. («Наши будни», «Геологи», П. Ф. Никонова, картины Г. М. Кор-жева, Т. Т. Салахова и других представителей «сурового стиля»),
В области монументального искусства скульпторы начали преодолевать стиль предшествующего периода, характеризуемый огромными монументальными произведениями, пытаясь придать ему человеческие черты. Таковы были статуя «Перекуём мечи на орала», монумент строителям Волжской ГЭС работы Е. В. Вучетича; памятник К. Марксу в Москве Л. Е. Кербеля; памятник П. С. Нахимову в Севастополе Н. В. Томского и др.
В советском изобразительном искусстве, наряду с официозом, начало распространяться так называемое нонконформистское направление. Крупнейшими его представителями были скульптор Э. И. Неизвестный и художник Э. М. Белютин.
Стремление переосмыслить недавнее прошлое привело к появлению таких произведений, как статьи В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», романы «Не хлебом единым» В. Д. Дудинцева, «Открытая книга» В. А. Каверина, мемуары И. Г. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», поэма А. Т. Твардовского «За далью — даль». Имена этих писателей — не только история художественной литературы, но и символика шестидесятников.
Крупнейшим явлением общественно-художественной жизни стал редактируемый А. Т. Твардовским журнал «Новый мир». Он был центром притяжения демократической общественности. В 1962 г. в «Новом мире» появилась повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Она была первым художественным произведением, посвященным жизни заключённых в лагерях. Здесь же были напечатаны его рассказы «Матрёнин двор» и др. Однако вскоре Твардовский был предупреждён, что тема репрессий «становится навязчивой». Неудачей окончились попытки напечатать романы А. И. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом».
Яркой страницей русской культуры в годы «оттепели» была поэзия. Она стала частью общественной жизни. В литературу ворвалась новая, молодая плеяда талантливых поэтов — А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Большую популярность получили их чтения на поэтических вечерах в Политехническом музее. Позже их выступления собирали стадионы слушателей. Происходили стихийные поэтические встречи у открытого летом 1958 г, памятника В. В. Маяковскому.
Новым направлением официального советского искусства стал «суровый стиль». На место инфантильно-счастливых и довольных жизнью героев сталинского времени пришли усталые, погружённые в себя романтики-первопроходцы — геологи, нефтяники, спортсмены — с предчувствием наступающего светлого будущего. («Наши будни», «Геологи», П. Ф. Никонова, картины Г. М. Кор-жева, Т. Т. Салахова и других представителей «сурового стиля»),
В области монументального искусства скульпторы начали преодолевать стиль предшествующего периода, характеризуемый огромными монументальными произведениями, пытаясь придать ему человеческие черты. Таковы были статуя «Перекуём мечи на орала», монумент строителям Волжской ГЭС работы Е. В. Вучетича; памятник К. Марксу в Москве Л. Е. Кербеля; памятник П. С. Нахимову в Севастополе Н. В. Томского и др.
В советском изобразительном искусстве, наряду с официозом, начало распространяться так называемое нонконформистское направление. Крупнейшими его представителями были скульптор Э. И. Неизвестный и художник Э. М. Белютин.
Стремление переосмыслить недавнее прошлое привело к появлению таких произведений, как статьи В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», романы «Не хлебом единым» В. Д. Дудинцева, «Открытая книга» В. А. Каверина, мемуары И. Г. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», поэма А. Т. Твардовского «За далью — даль». Имена этих писателей — не только история художественной литературы, но и символика шестидесятников.
Крупнейшим явлением общественно-художественной жизни стал редактируемый А. Т. Твардовским журнал «Новый мир». Он был центром притяжения демократической общественности. В 1962 г. в «Новом мире» появилась повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Она была первым художественным произведением, посвященным жизни заключённых в лагерях. Здесь же были напечатаны его рассказы «Матрёнин двор» и др. Однако вскоре Твардовский был предупреждён, что тема репрессий «становится навязчивой». Неудачей окончились попытки напечатать романы А. И. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом».
Яркой страницей русской культуры в годы «оттепели» была поэзия. Она стала частью общественной жизни. В литературу ворвалась новая, молодая плеяда талантливых поэтов — А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Большую популярность получили их чтения на поэтических вечерах в Политехническом музее. Позже их выступления собирали стадионы слушателей. Происходили стихийные поэтические встречи у открытого летом 1958 г, памятника В. В. Маяковскому.