Система образов (персонажей) в романе так называемая вершинная — с одним главным героем. Все персонажи (а их около 90) являются значимыми для понимания главной идеи произведения и раскрытия образа Раскольникова. Выделяют «двойников» и «антиподов» Раскольникова. К первым относятся Свидригайлов, Лужин, Лебезятников. «Антиподы» главного героя — Соня, Разумихин, Порфирий Петрович.
Лужин и Свидригайлов подчеркивают все отрицательные черты в Раскольникове: индивидуализм, эгоизм, нигилизм. Лужин — персонаж, который, как и Раскольников, создал теорию. Он живет, руководствуясь теорией «личной пользы»: забота о собственном благосостоянии — это и забота о всеобщем благополучии. В основе всех его действий лежит расчет. В образе Лужина Достоевский показал, каким отвратительным и бесчеловечным может быть эгоизм.
Свидригайлов сам говорит Раскольникову: «Мы с тобой одного поля ягоды». Главному герою он интересен как человек, совершивший преступления и не испытывающий муки совести. Он живет согласно принципу «все дозволено». Это сложный образ: неизвестно, совершал ли в действительности Свидригайлов те преступления, которые приписывает ему молва, а вот его добрые дела показаны в романе (дает деньги на похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, помогает сиротам, Соне). Его последней надеждой на возрождение души была любовь к Дуне. Получив окончательный отказ, он переживает ужасные мучения и совершает самоубийство.
Целью Достоевского было показать в романе «восстановление погибшего человека». Свидригайлов уже не способен возродиться, тогда как Раскольников с помощью Сони обретает веру.
Лужин и Свидригайлов подчеркивают все отрицательные черты в Раскольникове: индивидуализм, эгоизм, нигилизм. Лужин — персонаж, который, как и Раскольников, создал теорию. Он живет, руководствуясь теорией «личной пользы»: забота о собственном благосостоянии — это и забота о всеобщем благополучии. В основе всех его действий лежит расчет. В образе Лужина Достоевский показал, каким отвратительным и бесчеловечным может быть эгоизм.
Свидригайлов сам говорит Раскольникову: «Мы с тобой одного поля ягоды». Главному герою он интересен как человек, совершивший преступления и не испытывающий муки совести. Он живет согласно принципу «все дозволено». Это сложный образ: неизвестно, совершал ли в действительности Свидригайлов те преступления, которые приписывает ему молва, а вот его добрые дела показаны в романе (дает деньги на похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, помогает сиротам, Соне). Его последней надеждой на возрождение души была любовь к Дуне. Получив окончательный отказ, он переживает ужасные мучения и совершает самоубийство.
Целью Достоевского было показать в романе «восстановление погибшего человека». Свидригайлов уже не способен возродиться, тогда как Раскольников с помощью Сони обретает веру.