1. Значительное место в познании истории отводится изучению письменных источников и литературы.
Источник - это письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование.
В аспекте рассматриваемой темы источник - это любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для её передачи, а также научный документ или издание.
Определены виды письменных источников:
1. Документы:
а) актового характера: грамоты, законы, программы, договоры, деловая переписка, речи;
б) повествовательно-описательного характера: мемуары, хроники, летописи, жизнеописания, письма.
2. Художественная литература:
а) памятники художественного слова: устное народное творчество, проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, эпиграммы, сатира, крылатые выражения;
б) историческая беллетристика: исторические романы, повести, пьесы.
Представленные виды письменных источников необходимо раскрыть, дав краткую характеристику.
2. Для изучения и использования письменных источников разработаны определённые методы и приёмы учебной работы.
Первый метод последовательно-текстуального изучения источников основан на ориентировании читателя на логически последовательную работу по усвоению необходимой информации. Данный метод выражен в трех основных действиях:
- вычленение и отработка основных идей источника; анализ авторских вопросов (работа над вопросами, поставленными авторами в тексте, выработка на них ответов, сверка ответов автора со своими ответами);
- анализ событий, фактов, персоналий;
- соотнесение исторического опыта с действительностью (подбор конкретного примера для анализа из источника, подбор аналогов из отечественной и зарубежной истории, определение развития аналогий в современных условиях, размышления над возможной реализацией исторического опыта).
Второй метод поэтапного изучения источников - это метод изучения исторической литературы, который основывается на том, чтобы правильно сориентировать учащихся при самостоятельном исследовании необходимой информации посредством трёхэтапного действия:
1. Подготовленная работа состоит их четырех этапов:
- уяснение терминологии источника;
- выяснение причин, времени и условий создания изучаемого источника;
- разбор основных фактов и событий, включённых автором в текст;
- выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором.
2. Усвоение содержания источника - этап, содержащий решение главных задач изучения источника:
- выделение узловых вопросов источника;
- вычленение исторического аспекта изучаемой темы;
- уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории;
- оформление конспекта содержания источника.
3. Выполнение обобщающих и практических заданий. Данный этап включает три основных составляющих:
- определение взаимосвязей идей и положений источника между собой (обобщение материала);
- уяснение значения идей источника для изучаемого исторического периода;
- выполнение практических заданий на основе анализа событий и процессов действительности.
Таким образом, рассмотренные методы представляют собой сложную конструкцию, но вместе с тем являются наиболее эффективными в преподавании.
Разработаны также приёмы работы с документом, включающие следующие логические операции:
1) сопоставительный анализ исторических идей, общественных движений, художественной литературы;
2) определение общих и особенных черт сюжетов, событий, явлений, суждений.
Приёмы использования художественной литературы:
1. Литературные источники: рекомендация для чтения книг, беседа по содержанию фрагмента, цитирование отрывка.
2. Беллетристика: разбор примеров к тексту учебника, разработка рассказа на основе художественного произведения, подготовка сочинения, рецензирование.
Источник - это письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование.
В аспекте рассматриваемой темы источник - это любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для её передачи, а также научный документ или издание.
Определены виды письменных источников:
1. Документы:
а) актового характера: грамоты, законы, программы, договоры, деловая переписка, речи;
б) повествовательно-описательного характера: мемуары, хроники, летописи, жизнеописания, письма.
2. Художественная литература:
а) памятники художественного слова: устное народное творчество, проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, эпиграммы, сатира, крылатые выражения;
б) историческая беллетристика: исторические романы, повести, пьесы.
Представленные виды письменных источников необходимо раскрыть, дав краткую характеристику.
2. Для изучения и использования письменных источников разработаны определённые методы и приёмы учебной работы.
Первый метод последовательно-текстуального изучения источников основан на ориентировании читателя на логически последовательную работу по усвоению необходимой информации. Данный метод выражен в трех основных действиях:
- вычленение и отработка основных идей источника; анализ авторских вопросов (работа над вопросами, поставленными авторами в тексте, выработка на них ответов, сверка ответов автора со своими ответами);
- анализ событий, фактов, персоналий;
- соотнесение исторического опыта с действительностью (подбор конкретного примера для анализа из источника, подбор аналогов из отечественной и зарубежной истории, определение развития аналогий в современных условиях, размышления над возможной реализацией исторического опыта).
Второй метод поэтапного изучения источников - это метод изучения исторической литературы, который основывается на том, чтобы правильно сориентировать учащихся при самостоятельном исследовании необходимой информации посредством трёхэтапного действия:
1. Подготовленная работа состоит их четырех этапов:
- уяснение терминологии источника;
- выяснение причин, времени и условий создания изучаемого источника;
- разбор основных фактов и событий, включённых автором в текст;
- выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором.
2. Усвоение содержания источника - этап, содержащий решение главных задач изучения источника:
- выделение узловых вопросов источника;
- вычленение исторического аспекта изучаемой темы;
- уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории;
- оформление конспекта содержания источника.
3. Выполнение обобщающих и практических заданий. Данный этап включает три основных составляющих:
- определение взаимосвязей идей и положений источника между собой (обобщение материала);
- уяснение значения идей источника для изучаемого исторического периода;
- выполнение практических заданий на основе анализа событий и процессов действительности.
Таким образом, рассмотренные методы представляют собой сложную конструкцию, но вместе с тем являются наиболее эффективными в преподавании.
Разработаны также приёмы работы с документом, включающие следующие логические операции:
1) сопоставительный анализ исторических идей, общественных движений, художественной литературы;
2) определение общих и особенных черт сюжетов, событий, явлений, суждений.
Приёмы использования художественной литературы:
1. Литературные источники: рекомендация для чтения книг, беседа по содержанию фрагмента, цитирование отрывка.
2. Беллетристика: разбор примеров к тексту учебника, разработка рассказа на основе художественного произведения, подготовка сочинения, рецензирование.