Используя изученные принципы систем менеджмента качества, решите ситуационную задачу. Ситуация: У производственной компании возникли трудности при сохранении своей ниши на рынке продукции, повышении качества своей продукции и накапливании капитала. Было проанализировано состояние предприятия и по¬лучены следующие данные. Предприятие функционирует на рынке 3 года. Заявляет о существовании системы менеджмента качества. Маркетинговые исследования проводятся соответствующим отделом, на¬правлены на изучение цен и ассортимента конкурентов. Менеджеры управляют работниками по вертикали, Т.е. на предприятие действует функциональная система управления, они отдают указания, не углубляясь в суть возникающих проблем. К работникам применяются штрафные санкции в случае нарушения дисциплины или неправильном выполнении своих обязанностей, поощрительных мер не предусмотрено. Решения менеджеры принимают на основе своей интуиции, не уделяя внимания анализу фактических данных, считая, что быстрые решения могут больше по¬вышению качества и получению прибыли. Политики в области качества, оформленной документально, на предприятие не имеется, но в действиях и указаниях высшего руководства и среднего звена менеджеров прослеживается основная цель: получение прибыли в короткие сроки, за счет чего выигрыш в конкурентной борьбе. Весь производственный процесс разбит на подпроцессы . Каждый из подпроцессов не имеет своего «владельца», на предприятии ор¬ганизована коллективная ответственность за качество, производимой продукции. Подпроцессы не контролируются персоналом, и качество продукции на рубежах промежуточных подпроцессах не проверяется. Контроль качества продукции производится на входе (входной контроль сырья) и на выходе (после окончания всего производственного процесса). Забракованную продукцию отправляют на утилизацию или переработку. Основные затраты предприятие осуществляет на контроль выходного качества продукции, на устранение технологического брака и возвраты заказчиков.
Чтобы решить данную ситуационную задачу, мы можем применить принципы системы менеджмента качества.
1. Начнем с анализа состояния предприятия. Для этого нам необходимо изучить данные, предоставленные в условии задачи. Мы видим, что предприятие функционирует на рынке уже 3 года, объявляет о наличии системы менеджмента качества и проводит маркетинговые исследования для изучения конкурентов.
2. Следующим шагом будет анализ использования принципов менеджмента на предприятии. У нас есть данные о функциональной системе управления, где менеджеры управляют работниками по вертикали, не углубляясь в проблемы, и принимают решения на основе интуиции. Они также применяют штрафные санкции, но не предусматривают поощрительные меры. Политики в области качества не оформлены, но основная цель руководства - получение прибыли в короткие сроки.
3. Дальше мы видим, что производственный процесс разбит на подпроцессы, но нет ответственных за каждый из них. Контроль качества производится только на входе и на выходе процесса, а промежуточные подпроцессы не проверяются.
4. Теперь, применяя принципы системы менеджмента качества, мы можем определить ряд рекомендаций по улучшению ситуации на предприятии:
- Рекомендуется внедрение системы управления качеством, которая будет основываться на анализе фактических данных, а не только на интуиции менеджеров. Это позволит принимать обоснованные решения для повышения качества продукции.
- Важно разработать и внедрить политики в области качества, которые определят основные цели предприятия и способы их достижения. Политика в области качества должна быть документально оформлена, чтобы все сотрудники понимали ее и могли следовать ей.
- Рекомендуется проведение контроля качества на каждом этапе процесса, а не только на входе и выходе. Это позволит выявить проблемы в промежуточных подпроцессах и предотвратить дальнейшее ухудшение качества продукции.
- Важно также внедрить систему стимулирования и поощрения работников за качественное выполнение своих обязанностей. Это поможет повысить мотивацию сотрудников и улучшить качество продукции.
- Необходимо сократить затраты на контроль качества на выходе и устранение технологического брака путем проведения более систематического контроля на различных этапах производственного процесса. Это поможет предотвратить возникновение брака и улучшить качество продукции.
Внедрение данных рекомендаций позволит предприятию сохранить свою нишу на рынке продукции, повысить качество своей продукции и накопить капитал. Они также способствуют развитию системы менеджмента качества на предприятии и улучшению всего производственного процесса.