I. Дайте логическую характеристику (определите содержание и объем) следующих понятий: планета Солнечной системы; человек, проживший 205 лет; химический элемент; вольтметр; факультет Президентской академии; закон всемирного тяготения; материк; русалка; «парад» планет Солнечной системы в 1982 г. II. Дать логическую характеристику следующим понятиям: молодежный фольклорный ансамбль; Южный полюс; небрежность; качество; несовместимость; неорганическое вещество; отсутствие должной предусмотрительности.
III. Изобразите с круговых схем Эйлера отношения между следующими понятиями:
1. Оказание больному, неоказание больному.
2. Каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом.
3. Уважение к старшему, неуважение к старшему.
4. Героизм, трусость.
5. Правовая Академия, факультет уголовного права.
6. Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра.
7. Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, Юпитер, спутник Юпитера, Луна.
IV. Указать вид и правильность следующих определений:
1. Дентин — особое вещество, покрывающее зубы.
2. Наружное ухо — это ушная раковина.
3. Регенерация — процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.
4. Жанр — устойчивая форма художественного произведения.
5. Мировоззрение писателя — система его взглядов на окружающий мир.
6. Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной.
7. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.
8. Ботаника — наука, изучающая растения.
9. Печень — это крупный орган массой около 1,5 кг.
10. Фразеология — раздел науки о русском языке, изучающий смысловые и структурные особенности фразеологических единиц, их типы и функционирование в речи.
V. Какие введения понятий использованы в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера)?
1. «Долг перед отечеством — святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи» (В. А. Сухомлинский).
2. Гипофиз расположен в углублении основной кости, похожей на турецкое седло.
3. Сердце человека четырехкамерное. В состоянии относительного покоя сердце ритмично сокращается примерно 70—75 раз в минуту. Сокращение обоих предсердий длится около 0,1 секунды. Масса сердца составляет примерно 300 граммов.
4. Природные компоненты — это горные породы и рельеф их поверхности, вода, воздух, растительность, животный мир и почва.
5. «Представьте себе непроходимый экваториальный лес. Огромные деревья стоят, как древние крепости, воздушные мосты из лиан, похожие на толстый кабель, соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте. Здесь растут огромные яркие грибы, цветы с резким запахом.
Небольшие растения-паразиты ослепительной красоты пристроились на ветвях огромного дерева; постепенно они захватывают сетью своих корней весь ствол и медленно душат дерево, пока оно не погибнет» («По материкам и странам». М., 1981).
VI. Определите вид и оцените правильность следующих делений и классификаций. Укажите ошибки, если они имеются.
1. Местоимения по значению делятся на личные, возвратные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные.
2. Второстепенные члены предложения делятся по своему грамматическому значению на дополнения, определения и обстоятельства.
3. В эволюции органического мира выделяют два вида отбора: естественный и искусственный.
4. Часы делятся на наручные, настенные, настольные, башенные.
5. Лучи делятся на ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные.
VII. Обобщить и ограничить следующие понятия: опытный юрист; орудие преступления; город в Карелии; мораль; студенческая группа; европеец.
VIII. Правильно ли проведены ограничения: строение — комната; строение — беседка; населенный пункт — столица — центр столицы — центр современной столицы.
1. Планета Солнечной системы - понятие, объем которого включает все небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца. Это включает в себя планеты, спутники, астероиды, кометы и другие объекты, которые орбитально связаны с Солнцем.
2. Человек, проживший 205 лет - данное понятие характеризует возможность жизни человека в течение необычно долгого периода времени, превышающего ожидаемую продолжительность жизни среднестатистического индивида. Объем данного понятия включает в себя возможность оказания влияния на историю и культуру.
3. Химический элемент - понятие, содержание которого определяется атомами одного и того же вида. Объем понятия включает в себя все известные науке элементы, которые образуют химические соединения и значительно влияют на структуру и свойства вещества.
4. Вольтметр - прибор для измерения электрического напряжения. Понятие содержит в себе устройство, которое используется для измерения разности потенциалов между двумя точками. Объем понятия включает в себя различные типы вольтметров, их принципы работы и масштабы измерений.
5. Факультет Президентской академии - это специализированное подразделение учебного заведения, предоставляющее возможность получения специального образования, связанного со спецификой правительственной работы и задачами. Понятие содержит в себе программы обучения, преподавателей, студентов и методы обучения, связанные с деятельностью Президентской академии.
6. Закон всемирного тяготения - это естественный физический закон, объем которого включает все объекты во Вселенной, притягивающиеся друг к другу силой тяжести. Этот закон описывает силу взаимодействия между объектами и их взаимное притяжение.
7. Материк - это большая масса суши, отделенная от других суш на Земле океанами и другими водными преградами. Понятие содержит в себе неподвижное сушу, отличную от остальных форм массы суши и различных географических особенностей.
II.
1. Молодежный фольклорный ансамбль - объединение молодых людей, занимающихся изучением и исполнением фольклорных песен и танцев. Понятие характеризует коллективную творческую работу, связанную с сохранением и популяризацией культурного наследия.
2. Южный полюс - географическая точка, находящаяся на южном полушарии Земли, противоположная Северному полюсу. Объем понятия включает в себя географическую локацию, климатические и природные особенности, а также историческое исследование этой области.
3. Небрежность - пренебрежительное отношение к выполнению обязанностей или к безопасности и порядку. Понятие содержит в себе нежелание уделять должное внимание и заботу, что может привести к негативным последствиям и проблемам.
4. Качество - характеристика, определяющая степень соответствия продукта или услуги установленным требованиям и ожиданиям потребителя. Понятие включает в себя такие аспекты, как надежность, эффективность, долговечность и уровень удовлетворенности.
5. Несовместимость - состояние или свойство, при котором два или более объекта или системы не могут существовать или функционировать вместе из-за непереносимости своих характеристик или взаимодействий. Понятие объединяет в себе противоречия и конфликты между элементами или факторами.
6. Неорганическое вещество - это химическое вещество или соединение, не содержащее углерода и являющееся частью неживой природы. Объем понятия включает в себя все элементы и соединения, кроме органических соединений, которые образуются в организмах и живых системах.
7. Отсутствие должной предусмотрительности - это недостаток в расчете, планировании и оценке рисков, который может привести к нежелательным последствиям или проблемам. Понятие включает в себя небрежность, неосмотрительность или недооценку возможных рисков и последствий.
III.
1. Оказание больному, неоказание больному - два контрастных понятия, которые отражают действие и его отсутствие в отношении больного. Круговая схема Эйлера показывает, что оказание больному и неоказание больному представляют два непересекающихся множества, где одно множество содержит действия помощи, а другое - их отсутствие.
2. Каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом - данная круговая схема Эйлера отображает иерархическую структуру различных типов домов. Каменный дом содержит все элементы трехэтажного дома, который в свою очередь содержит все элементы одноэтажного дома. Недостроенный дом является совокупностью всех типов домов, которые были затронуты в задаче.
3. Уважение к старшему, неуважение к старшему - два противоположных п