В характере системы образования в России второй половины XVIII столетия вьщеляются две особенности: расширение сети учебных заведений разного профиля и упрочение сословного принципа обучения. До 1780-х годов системы начального и среднего образования в империи не существовало. Дворянская молодёжь обучалась в Морском, Артиллерийском и Инженерном шляхетских корпусах, открытых в 1752—1762 гг., в Академии художеств, гимназиях в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. В 1764 г. в Санкт-Петербурге открылось женское училище, известное под названием Смольного института для благородных девиц. Здесь, по мысли инициаторов его создания, должна была воспитываться лишённая всяких пороков, гуманная, своего рода «новая порода» людей (жён, матерей, домохозяек).
Распространённой формой образования для дворян стали пансионы, преимущественно частные, В 1776 г. открылся Благородный пансион при Московском университете. Уже в 1801 г. в 48 пансионах обучались 1125 детей.
Популярен был и ещё один путь получения образования — домашнее воспитание. При всём его несовершенстве он помог заметно сократить число неграмотных дворян и увеличить число людей, приучившихся читать книги и журналы.
Главным итогом перемен, происшедших в школьном образовании в XVIII в., стало то, что в стране постепенно складывалась система светской школы, включавшей в себя все её ступени: начальную, среднюю и высшую. Правда, доступ к среднему и особенно высшему образованию выходцам из непривилегированных сословий был предельно затруднён.
Популярен был и ещё один путь получения образования — домашнее воспитание. При всём его несовершенстве он помог заметно сократить число неграмотных дворян и увеличить число людей, приучившихся читать книги и журналы.
Главным итогом перемен, происшедших в школьном образовании в XVIII в., стало то, что в стране постепенно складывалась система светской школы, включавшей в себя все её ступени: начальную, среднюю и высшую. Правда, доступ к среднему и особенно высшему образованию выходцам из непривилегированных сословий был предельно затруднён.