1. При подготовке к вопросу необходимо составить структуру учебно-исторического материала и структуру исторических знаний учащихся.
Структура учебного исторического материала состоит из следующих элементов:
1. Фактический материал:
- образы материально-пространственной среды;
- образы материальных предметов;
- образы людей, типичные личности;
- образы статичные целостные;
- образы динамичные целостные;
- хронологический материал;
- статистический материал;
- статистические и динамические факты.
2. Теоретический материал:
- понятия - сущность исторических явлений;
- суждения - причинно-следственные связи и отношения;
- умозаключения - закономерности исторического развития.
Структура исторических знаний учащихся представлена тремя направлениями:
1) исторические понятия (частные, общеисторические, социологические);
2) исторические представления (о фактах прошлого, об историческом времени, об историческом пространстве);
3) знания по методологии познания истории (о причинно-следственных исторических связях, о закономерностях исторического развития, знания об исторической науке).
На основе вышеизложенного материала необходимо основательно охарактеризовать представленные элементы структур.
Следование структуре учебного материала и исторических знаний обеспечивает эффективный подбор методов, приёмов и средств обучения.
2. Терминология - это совокупность терминов в какой-либо области знания, искусства, общественной жизни.
Понятия – это мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения.
Знание терминов в исторической науке необходимо для понимания определённых явлений, свойств, признаков и т.д., с помощью которых возможно изучение истории.
В процессе обучения должна быть обеспечена систематическая работа учащихся с исторической терминологией.
В решении терминологической проблемы практикуется ряд методов.
Первый метод предполагает следующие этапы:
- вычленение существенных признаков из определения термина;
- подбор сходных, родственных терминов для анализа;
- подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина.
Второй метод включает три этапа:
- выписка определений изучаемых терминов;
- выделение исторических рамок (периодов, лет), которые вписываются в реализацию терминов.
- запись конкретных фактов, имеющих место в истории и попадающих под сущность определений.
Третий метод определяет работу с терминами, имеющими некоторые общие признаки.
Четвёртый метод традиционный, рекомендуется ведение терминологических словарей.
Представленные методы изучения терминов предусматривают систематическую работу.
В ходе изучения вопроса необходимо на примерах рассмотреть предлагаемые методы изучения терминологии.
3. Фактический материал в исторической науке является первым уровнем знания на основе которого строятся различные суждения и умозаключения.
Фактология в обучении истории делится на три вида:
1. Факты–события единичные.
2. Факты–явления, многократно повторяющиеся.
3) Факты–процессы, отражающие взаимосвязи и причинно-следственные связи.
Факт - это действительное, реально существующее событие, явление; факты являются наиболее доказательными аргументами.
Работа с фактами требует установления между ними и взаимозависимости. Метод отработки фактического материала включает четыре этапа:
1. Уяснение сущности факта.
2. Выяснение причин его происхождения.
3. Уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью.
4. Определение значения факта для времени его происхождения и для современности.
Для большего понимания методики работы с фактическим материалом рекомендуется на занятии использовать примеры (практические задания).
В заключение обсуждения темы следует обобщить материал и сделать выводы.
Структура учебного исторического материала состоит из следующих элементов:
1. Фактический материал:
- образы материально-пространственной среды;
- образы материальных предметов;
- образы людей, типичные личности;
- образы статичные целостные;
- образы динамичные целостные;
- хронологический материал;
- статистический материал;
- статистические и динамические факты.
2. Теоретический материал:
- понятия - сущность исторических явлений;
- суждения - причинно-следственные связи и отношения;
- умозаключения - закономерности исторического развития.
Структура исторических знаний учащихся представлена тремя направлениями:
1) исторические понятия (частные, общеисторические, социологические);
2) исторические представления (о фактах прошлого, об историческом времени, об историческом пространстве);
3) знания по методологии познания истории (о причинно-следственных исторических связях, о закономерностях исторического развития, знания об исторической науке).
На основе вышеизложенного материала необходимо основательно охарактеризовать представленные элементы структур.
Следование структуре учебного материала и исторических знаний обеспечивает эффективный подбор методов, приёмов и средств обучения.
2. Терминология - это совокупность терминов в какой-либо области знания, искусства, общественной жизни.
Понятия – это мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения.
Знание терминов в исторической науке необходимо для понимания определённых явлений, свойств, признаков и т.д., с помощью которых возможно изучение истории.
В процессе обучения должна быть обеспечена систематическая работа учащихся с исторической терминологией.
В решении терминологической проблемы практикуется ряд методов.
Первый метод предполагает следующие этапы:
- вычленение существенных признаков из определения термина;
- подбор сходных, родственных терминов для анализа;
- подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина.
Второй метод включает три этапа:
- выписка определений изучаемых терминов;
- выделение исторических рамок (периодов, лет), которые вписываются в реализацию терминов.
- запись конкретных фактов, имеющих место в истории и попадающих под сущность определений.
Третий метод определяет работу с терминами, имеющими некоторые общие признаки.
Четвёртый метод традиционный, рекомендуется ведение терминологических словарей.
Представленные методы изучения терминов предусматривают систематическую работу.
В ходе изучения вопроса необходимо на примерах рассмотреть предлагаемые методы изучения терминологии.
3. Фактический материал в исторической науке является первым уровнем знания на основе которого строятся различные суждения и умозаключения.
Фактология в обучении истории делится на три вида:
1. Факты–события единичные.
2. Факты–явления, многократно повторяющиеся.
3) Факты–процессы, отражающие взаимосвязи и причинно-следственные связи.
Факт - это действительное, реально существующее событие, явление; факты являются наиболее доказательными аргументами.
Работа с фактами требует установления между ними и взаимозависимости. Метод отработки фактического материала включает четыре этапа:
1. Уяснение сущности факта.
2. Выяснение причин его происхождения.
3. Уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью.
4. Определение значения факта для времени его происхождения и для современности.
Для большего понимания методики работы с фактическим материалом рекомендуется на занятии использовать примеры (практические задания).
В заключение обсуждения темы следует обобщить материал и сделать выводы.