Психологи выделяют ряд правил, выполнение которых способствует развитию восприятия у ребенка в процессе обучения:
- учитывая связь восприятия и мотивации, необходимо давать установку на восприятие нужного материала (объекта, явления);
- управлять динамикой предмета и фона восприятия;
- использовать разномодальные виды наглядности учебного материала;
- осуществлять практическую деятельность с пространственными объектами;
- практиковать сочетание практических измерений на глаз с использованием измерительных приборов;
- учить детей переносить фиксированную точку отсчета в любую другую точку пространства и т.п.
• Для того, чтобы настроить ребенка на восприятие, хорошим средством является словесная инструкция. При демонстрации наглядного материала, графиков, схем педагог должен подчеркнуть, на что в первую очередь обратить внимание.
• Любое изображение (рисунок, чертеж, схема), предъявляемое учащимся, должно иметь четко очерченный контур. Лучше распознаются знаки, контур которых образован прямыми линиями.
• Помогает при восприятии контрастность. Для этого используются различные цвета, разной толщины линии.
• Необходимо правильно выбрать место размещения информации: домашнее задание лучше записывать в углу доски (желательно в одном и том же месте), материал для повторения - на откидных досках, а новый материал - в центре.
• Важным средством управления восприятием является речь. Основные мысли, выводы надо подчеркивать интонацией. Изменением силы голоса, паузами следует отделять одну мысль от другой.
• При использовании технических средств обучения (ТСО) необходимо помнить, что оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма должна быть не более 10 минут, а общее время использования ТСО на уроке - 20-25 минут.
• Уже в младших классах средней школы должна присутствовать практическая деятельность с пространственными объектами (их измерение и графическое построение).
• Восприятие человека полимодально, поэтому необходимо, чтобы его вербально-логическая форма сочеталась с образной, текстовое изложение - с графическим представлением, зрительное и слуховое восприятие - с практическими действиями.
• Для адекватного восприятия художественных текстов необходимо подкреплять вербальное восприятие образами - рисунками детей, иллюстрациями. С этой целью можно использовать также словесное рисование, а в старших классах - прямое цитирование. Для детей младшего школьного возраста эффективным условием понимания текста является драматизация рассказа.
Дополнительные упражнения и задания, способствующие развитию восприятия
• Измерение различных фигур, предметов (задания на развитие глазомера).
• Задания на восприятие и описание оттенков цвета и сравнение цветов и оттенков цветов.
• Задания на описание формы предметов, сравнение форм вещей.
• Поиск отличий в форме похожих предметов и сходства в предметах непохожих.
• Задания на восприятие и описание контуров предметов, сравнение контуров вещей.
• Узнавание изображений при наличии лишь некоторых их элементов.
• Отыскивание среди множества одинаковой пары фигур.
• Для младших школьников, испытывающих затруднения при восприятии задания на слух, можно проводить «Графический диктант».
• Сложить фигуру, заданный узор из отдельных частей.
• Отыскивание среди фигур лишней по какому-либо признаку.
- учитывая связь восприятия и мотивации, необходимо давать установку на восприятие нужного материала (объекта, явления);
- управлять динамикой предмета и фона восприятия;
- использовать разномодальные виды наглядности учебного материала;
- осуществлять практическую деятельность с пространственными объектами;
- практиковать сочетание практических измерений на глаз с использованием измерительных приборов;
- учить детей переносить фиксированную точку отсчета в любую другую точку пространства и т.п.
• Любое изображение (рисунок, чертеж, схема), предъявляемое учащимся, должно иметь четко очерченный контур. Лучше распознаются знаки, контур которых образован прямыми линиями.
• Помогает при восприятии контрастность. Для этого используются различные цвета, разной толщины линии.
• Необходимо правильно выбрать место размещения информации: домашнее задание лучше записывать в углу доски (желательно в одном и том же месте), материал для повторения - на откидных досках, а новый материал - в центре.
• Важным средством управления восприятием является речь. Основные мысли, выводы надо подчеркивать интонацией. Изменением силы голоса, паузами следует отделять одну мысль от другой.
• При использовании технических средств обучения (ТСО) необходимо помнить, что оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма должна быть не более 10 минут, а общее время использования ТСО на уроке - 20-25 минут.
• Уже в младших классах средней школы должна присутствовать практическая деятельность с пространственными объектами (их измерение и графическое построение).
• Восприятие человека полимодально, поэтому необходимо, чтобы его вербально-логическая форма сочеталась с образной, текстовое изложение - с графическим представлением, зрительное и слуховое восприятие - с практическими действиями.
• Для адекватного восприятия художественных текстов необходимо подкреплять вербальное восприятие образами - рисунками детей, иллюстрациями. С этой целью можно использовать также словесное рисование, а в старших классах - прямое цитирование. Для детей младшего школьного возраста эффективным условием понимания текста является драматизация рассказа.
Дополнительные упражнения и задания, способствующие развитию восприятия
• Измерение различных фигур, предметов (задания на развитие глазомера).
• Задания на восприятие и описание оттенков цвета и сравнение цветов и оттенков цветов.
• Задания на описание формы предметов, сравнение форм вещей.
• Поиск отличий в форме похожих предметов и сходства в предметах непохожих.
• Задания на восприятие и описание контуров предметов, сравнение контуров вещей.
• Узнавание изображений при наличии лишь некоторых их элементов.
• Отыскивание среди множества одинаковой пары фигур.
• Для младших школьников, испытывающих затруднения при восприятии задания на слух, можно проводить «Графический диктант».
• Сложить фигуру, заданный узор из отдельных частей.
• Отыскивание среди фигур лишней по какому-либо признаку.