Дети старшей группы готовятся к встрече родителей . Воспитательница собрала группу и ведет с детьми обсуждение всех дел, которые надо выполнить. Отвечая на ее вопросы, дети сами
перечисляют те участки работы, которые входят в общую задачу подготовки сада к встрече
родителей.
Надо подмести дорожки и площадки в саду, прополоть цветы на клумбах, украсить площадку
фонариками и разноцветными шарами (они уже приготовлены). В группе тоже должен быть
порядок. Надо украсить зелеными ветками столовую и т. д.
После перечня всех работ начинается их распределение.
Воспитательница. Юра, Миша, Наташа и Леня будут подметать дорожки. Подумайте, что вам надо
для работы.
Дети. Метелки, грабли, носилки, тачки, лопаты.
Дети с воспитательницы уточняют, зачем нужен каждый предмет, и рассказывают, как
они будут работать, с чего начнут.
Леня. Возьму метелку и буду подметать.
Миша. А куда? Надо сначала узнать, куда складывать мусор, туда и мести.
Наташа. И надо с двух мест, как мы в раз мели: двое от скамейки, двое от большой
елочки.
Юра. И носилки надо сразу принести и в тех местах поставить, где будем складывать мусор.
Воспитательница. Где мы возьмем носилки, метелки, грабли?
Юра. Они все в большом сарае сложены.
Воспитательница одобряет план работы детей и уточняет весь процесс выполнения задания. Она
подчеркивает, что важно сначала хорошо продумать весь ход работы, а затем выполнять ее
дружно и быстро. Так же планируется работа и на других участках. После этого дети быстро
расходятся по своим местам. Каждый знает, что он должен делать, какие ему нужны предметы,
где их взять, куда нести, с чего начинать работу и с кем работать.
1 Дайте оценку такой организации труда детей.
2 В чем проявились у детей зачатки подлинно коллективного труда?
3 Что является характерным для труда детей старшей группы?
2. Зачатки подлинно коллективного труда проявились в том, что дети не только сотрудничают и обсуждают свои идеи, но и обязательно уточняют и дополняют друг друга. Например, Миша указал на необходимость знать, куда складывать мусор, а Наташа подсказала две точки, от которых нужно начинать мелить. Дети также совместно предлагают идею принести носилки и поставить их рядом с местами для складирования мусора.
3. Для труда детей старшей группы характерно наличие четкой организации и планирования работы. Они продумывают ход работы, не только думая о том, что нужно сделать, но и каким образом это сделать. Кроме того, они обсуждают и уточняют детали, чтобы ничего не упустить из вида. Важность работы выполнения дружно и быстро также подчеркивается воспитательницей, что говорит о важности взаимодействия и сотрудничества в команде.