На протяжении 1418 дней для подавляющего большинства советских людей главным в их жизни стала война. Желание скорейшей победы, тревога за родных, повседневные бытовые проблемы, усугубленные тяготами войны, — все это смешивалось в душах миллионов людей.
Поэт Н. Тихонов отмечал: «Стало ясно, что музы молчать не могут. Свидетели страшных дней заговорили на языке литературы и живописи, не дожидаясь будущих дней. ... Война, Родина, любовь к свободе, месть врагу — вот что стало жить в прозе и в стихе». Многие писатели и поэты стали военными корреспондентами (К. Симонов, А. Сурков. А. Твардовский, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов,
А. Платонов, Вс. Вишневский, И. Эрен-бург и др.). Они работали в редакциях центральных, фронтовых и армейских газет. В кадрах армии находилось свыше 1 тыс. писателей (417 из них погибли, защищая Родину). Погибли сражавшийся в партизанском отряде детский писатель А. Гайдар и один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Е. Петров. Был казнен в Берлине татарский поэт М. Джалиль, организовавший в плену в «Мусульманском легионе» группы подпольщиков.
Настоящий подъем переживала поэзия. На смену бравурным песням и стихам довоенных лет пришла поэзия человеческих чувств. Глубокой верой в победу над фашизмом, силой духа проникнуты стихи О. Берггольц («Февральский дневник», «Ленинградская поэма»), А. Ахматовой («Клятва», «Мужество»), М. Алигер (поэма «Зоя»), Невероятным успехом пользовались стихотворения К. Симонова «Жди меня», А. Суркова «Землянка».
Народу, на протяжении четырех лет жившему на фронте и в тылу в условиях колоссальных перегрузок, необходимы были шутка и веселье. Осенью 1942 г, А.Т. Твардовский начал публиковать поэму «Василий Теркин», в которой создал обобщенный образ бойца-фронтовика, воплотивший лучшие черты национального русского характера.
Любовь солдат и тружеников тыла снискали артисты Л. Русланова, К. Шульженко, Л. Утесов, И. Козловский, А. Райкин, С. Лемешев. В блокадном Ленинграде выступали с концертами прибывавшие с Большой земли пианист Э. Ги-лельс, скрипач Д. Ойстрах. Огромной популярностью у бойцов и командиров пользовались фронтовые театры. Большой успех имели концерты ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А.В. Александрова, русского народного хора имени Пятницкого. Всего за годы войны на фронтах побывали около 4 тыс. артистических бригад. В 1942-1945 гг. они дали более 400 тыс. спектаклей и концертов на передовой и свыше 500 тыс. выступлений в госпиталях.
Из крупных музыкальных произведений особое место принадлежит Седьмой симфонии Д. Шостаковича — симфонии «всепобеждающего мужества», которую композитор начал писать спустя месяц после начала войны и продолжал работу в осажденном Ленинграде. На титульном листе симфонии Шостакович написал: «Посвящается городу Ленинграду».
По решению Сталина текст нового государственного гимна, написанный
C. Михалковым и Г. Эль-Регистаном, был объединен с музыкой А. Александрова к «Гимну партии большевиков». 1 января 1944 г. по радио впервые прозвучал новый государственный гимн.
Ведущими художниками «Окон ТАСС» были Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля и др. На борьбу с врагом звали плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», Д. Моора «Чем ты помог фронту?», В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», В. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами», Л. Голованова «Дойдем до Берлина» и многие другие. Замечательные картины создали художники К. Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», С. Герасимов «Мать партизана», А. Дейнека «Оборона Севастополя», А. Пластов «Фашист пролетел». Широкое распространение получили картины на исторические темы: триптих П. Корина «Александр Невский», А. Бубнова «Утро на Куликовом поле» и др.
Поэт Н. Тихонов отмечал: «Стало ясно, что музы молчать не могут. Свидетели страшных дней заговорили на языке литературы и живописи, не дожидаясь будущих дней. ... Война, Родина, любовь к свободе, месть врагу — вот что стало жить в прозе и в стихе». Многие писатели и поэты стали военными корреспондентами (К. Симонов, А. Сурков. А. Твардовский, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов,
А. Платонов, Вс. Вишневский, И. Эрен-бург и др.). Они работали в редакциях центральных, фронтовых и армейских газет. В кадрах армии находилось свыше 1 тыс. писателей (417 из них погибли, защищая Родину). Погибли сражавшийся в партизанском отряде детский писатель А. Гайдар и один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Е. Петров. Был казнен в Берлине татарский поэт М. Джалиль, организовавший в плену в «Мусульманском легионе» группы подпольщиков.
Настоящий подъем переживала поэзия. На смену бравурным песням и стихам довоенных лет пришла поэзия человеческих чувств. Глубокой верой в победу над фашизмом, силой духа проникнуты стихи О. Берггольц («Февральский дневник», «Ленинградская поэма»), А. Ахматовой («Клятва», «Мужество»), М. Алигер (поэма «Зоя»), Невероятным успехом пользовались стихотворения К. Симонова «Жди меня», А. Суркова «Землянка».
Народу, на протяжении четырех лет жившему на фронте и в тылу в условиях колоссальных перегрузок, необходимы были шутка и веселье. Осенью 1942 г, А.Т. Твардовский начал публиковать поэму «Василий Теркин», в которой создал обобщенный образ бойца-фронтовика, воплотивший лучшие черты национального русского характера.
Любовь солдат и тружеников тыла снискали артисты Л. Русланова, К. Шульженко, Л. Утесов, И. Козловский, А. Райкин, С. Лемешев. В блокадном Ленинграде выступали с концертами прибывавшие с Большой земли пианист Э. Ги-лельс, скрипач Д. Ойстрах. Огромной популярностью у бойцов и командиров пользовались фронтовые театры. Большой успех имели концерты ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А.В. Александрова, русского народного хора имени Пятницкого. Всего за годы войны на фронтах побывали около 4 тыс. артистических бригад. В 1942-1945 гг. они дали более 400 тыс. спектаклей и концертов на передовой и свыше 500 тыс. выступлений в госпиталях.
Из крупных музыкальных произведений особое место принадлежит Седьмой симфонии Д. Шостаковича — симфонии «всепобеждающего мужества», которую композитор начал писать спустя месяц после начала войны и продолжал работу в осажденном Ленинграде. На титульном листе симфонии Шостакович написал: «Посвящается городу Ленинграду».
По решению Сталина текст нового государственного гимна, написанный
C. Михалковым и Г. Эль-Регистаном, был объединен с музыкой А. Александрова к «Гимну партии большевиков». 1 января 1944 г. по радио впервые прозвучал новый государственный гимн.
Ведущими художниками «Окон ТАСС» были Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля и др. На борьбу с врагом звали плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», Д. Моора «Чем ты помог фронту?», В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», В. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами», Л. Голованова «Дойдем до Берлина» и многие другие. Замечательные картины создали художники К. Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», С. Герасимов «Мать партизана», А. Дейнека «Оборона Севастополя», А. Пластов «Фашист пролетел». Широкое распространение получили картины на исторические темы: триптих П. Корина «Александр Невский», А. Бубнова «Утро на Куликовом поле» и др.