Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (CRC), с этого момента мир признал права всех детей и подростков. На сегодняшний день 193 страны ратифицировали Конвенцию, таким образом, она стала первым правозащитным соглашением по числу присоединившихся стран.
Согласно Конвенции, каждый человек до 18 лет (определение ребенка), независимо от пола, происхождения, религии и возможностей, нуждается в особой заботе и защите, потому что дети являются наиболее уязвимой группой населения.
Конвенция состоит из 54 статей, отвечающих четырем фундаментальным принципам:
• Недискриминация (статья 2): Ваша национальность, цвет кожи, пол, язык, религия, национальное, социальное или этническое происхождение, политические или иные взгляды, статус и состояние здоровья не могут являться ни преимуществом, ни недостатком.
• Наилучшие интересы ребенка (статья 3): при принятии любых решений, касающихся детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.
• Выживание, развитие и защита (статья 6): Органы власти в вашей стране должны защищать вас и помогать реализовать свой потенциал: физический, духовный и социальный.
• Участие (стать 12): вы имеете право участвовать в принятии решений, касающихся детей и добиваться того, чтобы ваше мнение было принято в расчет.
С момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством, гражданское, уголовное, семейное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.
Во избежание негативных последствий чрезмерно широкой трактовки Конвенции и для осуществления контроля над государствами в рамках ст.ст. 44, 45 Конвенции, была установлена система отчетности, обеспечиваемая Комитетом по правам ребенка ООН, членами которого являются эксперты с опытом работы в области прав детей.
Система отчетности предусматривает представление государствами периодических докладов с информацией об эффективных мерах для обеспечения прав ребенка, гарантированных Конвенцией; о проблемах, затрудняющих выполнение их обязательств. Свой первый доклад о соблюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвенции. Впоследствии доклады подаются каждые пять лет. Эта процедура представляет собой, по сути, международный контроль за исполнением государствами принятых на себя обязательств.
Россия представила свой первый доклад о реализации Конвенции о правах ребенка ООН 16 октября 1992 г.
Согласно Конвенции, каждый человек до 18 лет (определение ребенка), независимо от пола, происхождения, религии и возможностей, нуждается в особой заботе и защите, потому что дети являются наиболее уязвимой группой населения.
Конвенция состоит из 54 статей, отвечающих четырем фундаментальным принципам:
• Недискриминация (статья 2): Ваша национальность, цвет кожи, пол, язык, религия, национальное, социальное или этническое происхождение, политические или иные взгляды, статус и состояние здоровья не могут являться ни преимуществом, ни недостатком.
• Наилучшие интересы ребенка (статья 3): при принятии любых решений, касающихся детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.
• Выживание, развитие и защита (статья 6): Органы власти в вашей стране должны защищать вас и помогать реализовать свой потенциал: физический, духовный и социальный.
• Участие (стать 12): вы имеете право участвовать в принятии решений, касающихся детей и добиваться того, чтобы ваше мнение было принято в расчет.
С момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством, гражданское, уголовное, семейное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.
Во избежание негативных последствий чрезмерно широкой трактовки Конвенции и для осуществления контроля над государствами в рамках ст.ст. 44, 45 Конвенции, была установлена система отчетности, обеспечиваемая Комитетом по правам ребенка ООН, членами которого являются эксперты с опытом работы в области прав детей.
Система отчетности предусматривает представление государствами периодических докладов с информацией об эффективных мерах для обеспечения прав ребенка, гарантированных Конвенцией; о проблемах, затрудняющих выполнение их обязательств. Свой первый доклад о соблюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвенции. Впоследствии доклады подаются каждые пять лет. Эта процедура представляет собой, по сути, международный контроль за исполнением государствами принятых на себя обязательств.
Россия представила свой первый доклад о реализации Конвенции о правах ребенка ООН 16 октября 1992 г.