«Журнал Печорина» открывается повестью «Тамань», где он правдиво и открыто говорит о своих слабостях, ошибках, упрямстве. Печорин вспоминает историю с контрабандистами, которая едва не стоила ему жизни. Этот случай ярко раскрывает качества характера героя, о которых позднее скажет Максиму Максимычу: «... во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало... и жизнь моя становится пустее день ото дня». Печорин пресыщен многим: светской жизнью, наукой и искусством, войной и ее адреналином, любовью разных женщин... Возможность избавиться от постоянной скуки он воспринимает, как получения новых удовольствий для пресыщенной души. Именно это Печорин ищет и в Тамани — городке, который случайно оказался на его пути. Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира. И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».
Печорин бездумно бросается в приключения с контрабандистами: Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика — это обман. «В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…" В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст…» Янко — отважный разбойник, не боящийся бури.
На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены — девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».Увлеченный девушкой, он выслеживает ее, обнаруживает какую-то тайну и твердо решает «достать ключ этой загадки». Далее все происходит, как обычно: разрушена жизнь людей, до которых Печорину не было никакого дела, как и вообще «до радостей и бедствий человеческих!». Главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И от этого отсутствия главной задачи рождается поразительное равнодушие к окружающим людям: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!.."
«Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» — винит себя Печорин, но делать это уже поздно.
Печорин бездумно бросается в приключения с контрабандистами: Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика — это обман. «В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…" В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст…» Янко — отважный разбойник, не боящийся бури.
На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены — девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».Увлеченный девушкой, он выслеживает ее, обнаруживает какую-то тайну и твердо решает «достать ключ этой загадки». Далее все происходит, как обычно: разрушена жизнь людей, до которых Печорину не было никакого дела, как и вообще «до радостей и бедствий человеческих!». Главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И от этого отсутствия главной задачи рождается поразительное равнодушие к окружающим людям: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!.."
«Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» — винит себя Печорин, но делать это уже поздно.