Декретами Совнаркома в 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная казна за долги трестов не отвечает". ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен. Тогда и появляется хозяйственный расчет, означающий что предприятия (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях нэпа, писал Ленин, «государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, т.е. по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала.» Не менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста. В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: тресты - государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.
Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. В статье «О продовольственном налоге» В.И. Ленин, призывая идти на выучку к капиталистам, называл основные формы реализации новой экономической политики: аренда, кооперация, концессии, торговля. К числу важнейших законов, принятых Советской властью в 1920г., принадлежит закон о концессиях. Советская сторона по договору передавала зарубежным предпринимателям на определённый срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия или другие хозяйственные объекты. В концессиях Ленин видел опасность восстановления капитализма. Но через те же концессии Ленин видел возможность приобрести необходимые машины и паровозы, станки и оборудование, без которых восстановить хозяйство невозможно. Но в дальнейшем концессии и смешанные предприятия не получили своего развития, т.к. постоянно сталкивались с жестким государственным механизмом в виде его центральных органов управления, которые если не препятствовали, то ограничивали экономическую свободу предпринимателей. Сказывалось и недоверие Запада к нашей стране из-за судьбы прежних долгов, так и не возвращенных.
Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. В статье «О продовольственном налоге» В.И. Ленин, призывая идти на выучку к капиталистам, называл основные формы реализации новой экономической политики: аренда, кооперация, концессии, торговля. К числу важнейших законов, принятых Советской властью в 1920г., принадлежит закон о концессиях. Советская сторона по договору передавала зарубежным предпринимателям на определённый срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия или другие хозяйственные объекты. В концессиях Ленин видел опасность восстановления капитализма. Но через те же концессии Ленин видел возможность приобрести необходимые машины и паровозы, станки и оборудование, без которых восстановить хозяйство невозможно. Но в дальнейшем концессии и смешанные предприятия не получили своего развития, т.к. постоянно сталкивались с жестким государственным механизмом в виде его центральных органов управления, которые если не препятствовали, то ограничивали экономическую свободу предпринимателей. Сказывалось и недоверие Запада к нашей стране из-за судьбы прежних долгов, так и не возвращенных.