Барокко был продуктом контрреформации. Данный стиль адаптировал достижения античного мира, как и Возрождение, но при этом создал идеологию, которая не шла вразрез с позицией католической церкви. Это проявилось, в частности, в тематике искусства. Весьма популярным стал натюрморт (мёртвая природа) и другие напоминания о бренности жизни и неизбежности смерти, в то время как в эпоху Возрождения были популярны пейзажи живой природы и всяческое воспевание жизни. В портретах эпохи барокко подчёркиваются достижения тех, кто изображался (прежде всего, через регалии их должностей). В архитектуре на смену прямым, относительно строгим формам Возрождения пришла вычурность, обилие завитков. Растительный орнамент и многочисленные скульптуры и на фасаде, и внутри здания напоминали архитектуру готики, которая также использовала обилие скульптуры. Возрождение как раз боролось против черт готики. Но при всём этом барокко использовало достижения античности, знание пропорций, перспективы, умение анатомически достоверно изобразить человеческое тело. В результате это симбиоза античного и средневекового родился оригинальный стиль, который создал одни из самых прекрасных произведений искусства.
Оба стиля, появившиеся в эпоху Возрождения, характеризуются многочисленными арками, колоннами, арки, куполами и антаблементами. Архитектура барокко живописна и несколько вычурна; архитектура ренессанса построена симметрично и логично, и не настолько декоративно, как архитектура барокко.