В стихотворении воплощена мысль поэта о важности, значительности пограничных моментов в жизни природы и в жизни человека. «Цветы последние», так же как «разлуки час», запоминаются острее. Они «живее» в памяти именно потому, что они «последние». Это определение поставлено после существительного «цветы» (прием инверсии), на него падает логическое ударение, оно выделяется голосом, противопоставлено словосочетанию с эпитетом «роскошных».
Основной композиционный прием - образный параллелизм. «Цветы последние» сопоставляются с «разлуки часом», «роскошные первенцы полей» - со сладким свиданием». Слово «разлука» лишена эпитета: это и без того эмоционально окрашенное слово. Кроме того, у этого существительного есть постоянный эпитет, не реализованный в стихотворении, - «горькая разлука». Подразумевается противопоставление эпитету в словосочетании «сладкого свиданья». Сопоставление выражается и грамматически - с помощью сравнительной степени прилагательных («милей», «живее» - четвертая строка) и наречия («живее» - шестая строка).
Эмоционально окрашенную лексику стихотворения можно разделить по принципу контраста: последние - первенцы, унылые - сладкого, разлуки - свиданья. Анафора (дважды строка начинается со слова «живее») подчеркивает значительность слова, значение «последнего», пограничного в жизни природы и в жизни человека.
Основной композиционный прием - образный параллелизм. «Цветы последние» сопоставляются с «разлуки часом», «роскошные первенцы полей» - со сладким свиданием». Слово «разлука» лишена эпитета: это и без того эмоционально окрашенное слово. Кроме того, у этого существительного есть постоянный эпитет, не реализованный в стихотворении, - «горькая разлука». Подразумевается противопоставление эпитету в словосочетании «сладкого свиданья». Сопоставление выражается и грамматически - с помощью сравнительной степени прилагательных («милей», «живее» - четвертая строка) и наречия («живее» - шестая строка).
Эмоционально окрашенную лексику стихотворения можно разделить по принципу контраста: последние - первенцы, унылые - сладкого, разлуки - свиданья. Анафора (дважды строка начинается со слова «живее») подчеркивает значительность слова, значение «последнего», пограничного в жизни природы и в жизни человека.