Рассказ «Жизнь и воротник» является характерным для творчества Тэффи. Под этим псевдонимом работала Лохвицкая Н.А. , известнейший писатель-сатирик ХХ века. Основной темой, поднимаемой в ее произведениях, били нравственные проблемы. В силу своих взглядов писатель эмигрировала из страны после Октябрьской революции, но под ее пристальным взором происходили все изменения в России. Проблемой, обличаемой в рассказе, стало мещанство, захлестнувшее общество после революции.
Действие происходит в Москве начала ХХ века, еще царят извозчики, набирают силу мануфактуры. К главным героям произведения относится Олечка Розочкина. Эта скромна я и хрупкая девушка ведет небогатый, судя по тому, как быстро иссякли накопления, быт маленькой семьи. Мы не встречаем упоминания о детях, интересах и увлечениях героини. Их просто нет! Жизнь Оленьки проста и скучна одновременно. Она грезит о роскошной жизни, проходя мимо витрин Гостиного ряда, где ее поджидает второй герой рассказа – коварный крахмальный белый воротник с продетой желтой ленточкой.
Не в силах устоять перед соблазном Оленька покупает воротник. Эта роскошь моментально ставит ее на путь новых материальных приобретений. Если в начале произведения героиня выступает главным действующим лицом, отдает себе отчет в происходящем, стыдит себя за необдуманные траты, то уже к середине рассказа власть берет воротник. Став во главе армии «необходимых» вещей, он ввергает Оленьку в пучину трат, долгов и разврата. Это он требует обнов, крутит головой, делает двусмысленные намеки и подталкивает героиню к измене. Это он, коварный, рушит семейное счастье, заставляя «несчастную» хамить мужу.
Использовав олицетворение, как главный сюжетный ход рассказа, Тэффи обличает всю суть мещанства – власти вещей над людьми. В силу низких духовности и нравственности, инфантильности и узости взглядов, ее героиня попадает в ловушку. Не только попадает, но и опускает руки не в силах бороться, обвиняя вещь в своих грехах. Юмористическое повествование, когда Оленька бьется за соответствующий воротнику гардероб, перетекает в сатиру, чьей задачей является бичевание порока, завладевшего героиней.
Мораль проста, Тэффи не стремилась к иносказательности и вычурности своих произведений. Героиня ее рассказа возвращается к скромной, но уже одинокой жизни. Ибо если человек пуст и порочен изнутри, то его суть не изменит ни одна надетая обновка.
Рассказ «Жизнь и воротник» является характерным для творчества Тэффи. Под этим псевдонимом работала Лохвицкая Н.А. , известнейший писатель-сатирик ХХ века. Основной темой, поднимаемой в ее произведениях, били нравственные проблемы. В силу своих взглядов писатель эмигрировала из страны после Октябрьской революции, но под ее пристальным взором происходили все изменения в России. Проблемой, обличаемой в рассказе, стало мещанство, захлестнувшее общество после революции.
Действие происходит в Москве начала ХХ века, еще царят извозчики, набирают силу мануфактуры. К главным героям произведения относится Олечка Розочкина. Эта скромна я и хрупкая девушка ведет небогатый, судя по тому, как быстро иссякли накопления, быт маленькой семьи. Мы не встречаем упоминания о детях, интересах и увлечениях героини. Их просто нет! Жизнь Оленьки проста и скучна одновременно. Она грезит о роскошной жизни, проходя мимо витрин Гостиного ряда, где ее поджидает второй герой рассказа – коварный крахмальный белый воротник с продетой желтой ленточкой.
Не в силах устоять перед соблазном Оленька покупает воротник. Эта роскошь моментально ставит ее на путь новых материальных приобретений. Если в начале произведения героиня выступает главным действующим лицом, отдает себе отчет в происходящем, стыдит себя за необдуманные траты, то уже к середине рассказа власть берет воротник. Став во главе армии «необходимых» вещей, он ввергает Оленьку в пучину трат, долгов и разврата. Это он требует обнов, крутит головой, делает двусмысленные намеки и подталкивает героиню к измене. Это он, коварный, рушит семейное счастье, заставляя «несчастную» хамить мужу.
Использовав олицетворение, как главный сюжетный ход рассказа, Тэффи обличает всю суть мещанства – власти вещей над людьми. В силу низких духовности и нравственности, инфантильности и узости взглядов, ее героиня попадает в ловушку. Не только попадает, но и опускает руки не в силах бороться, обвиняя вещь в своих грехах. Юмористическое повествование, когда Оленька бьется за соответствующий воротнику гардероб, перетекает в сатиру, чьей задачей является бичевание порока, завладевшего героиней.
Мораль проста, Тэффи не стремилась к иносказательности и вычурности своих произведений. Героиня ее рассказа возвращается к скромной, но уже одинокой жизни. Ибо если человек пуст и порочен изнутри, то его суть не изменит ни одна надетая обновка.