1. Рассмотрите различные определения понятия «содержание образования» и классифицируйте их по выбранному вами основанию:
- «система знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественных отношений, производства» (Б.Т. Лихачев).
- «система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (И.Ф. Харламов).
- «педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» (И.Я. Лернер).
- «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова).
- «содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности» (В.С. Леднев).
- «образовательная среда вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение (А.В. Хуторской).
Сконструируйте собственное определение понятия «содержание образования».
2. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии, ответив на следующие вопросы:
- Является ли образование результатом воспитания или наоборот?
- В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?
- Согласны ли вы с положением о том, что знания должны входить в систему убеждений учащегося? Могут ли быть знания противоположны убеждениям учащегося?
- Что должно быть первичным при проектировании обучения: индивидуальная образовательная программа или учебные программы, построенные на основе государственных образовательных стандартов?