Внешнее строение рыбы, Наблюдение за движением рыбы Цель работы: рассмотреть внешний облик рыбы, расчленение её тела на отделы, внешние органы; пронаблюдать за её движения в воде. Оборудование и материалы: банки с аквариумными рыбами (одна на 4-6 уче- ников), лупы; свежемороженая или свежая рыба (для демонстрации); влажные препараты со вскрытой рыбой; таблицы, демонстрирующие облик разных рыб. Ход работы Карточка-задание 1. Рассмотрите аквариумную рыбу. Охарактеризуйте форму её тела. 2. Сравните окраску спинной и брюшной сторон тела рыбы, объясните их различия. Сформулируйте ответы на вопросы: какое значение имеет покро- вительственная окраска рыбы? Какое значение может иметь яркая окраска самцов? Чем объяснить неяркую окраску самок? 3. Рассмотрите отделы тела рыбы: задний край жаберной крышки - грани- цу головы и туловища, анальное отверстие границу туловища и хвоста. 4. Проведите наблюдение за движениями аквариумных рыб в аквариуме. Рассмотрите парные и непарные плавники, Проследите за движением ры- бы в воде. Какие части тела подвижны? Проследите за работой парных и непарных плавников при движении рыбы. ответьте на вопросы: работа ка- кого плавника создает поступательное движение рыбы вперёд? Как уча- ствуют в движении парные и непарные плавники? 5. На свежей (свежемороженой) рыбе рассмотрите рот, ноздри, глаза, жа- берные крышки, чешую, боковую линию, парные и непарные плавники. Рассмотрите отдельные чешуйки, предложенные учителем. 6. Зарисуйте в тетради внешний вид рыбы, обозначив стрелками особенно- сти её внешнего строения. 7. Итоги работы запишите в тетрадь.