СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Д/О
Продолжительность - 40 минут Количество –
Начало СОЧ- 11.00
Окончание СОЧ- 11.40
ЧТЕНИЕ –
Задание 1. Прочитайте и сравните два текста, определив сходства и различия по указанным признакам, оформив свои наблюдения в таблицу.
Текст 1 Текст 2
На Крайнем Севере снежный покров держится как минимум 240-250 дней в году, и половину из них температура не поднимается выше минус 30 градусов по Цельсию. Зима фактически начинается в сентябре-октябре и продолжается до конца мая. Вторая особенность — частые сильные ветры при смене циклонов, порой достигающие скорости 40-50 метров в секунду. Как же северяне адаптировались к таким суровым условиям?
Для родившегося в южных широтах суровый климат Севера может быть опасен. Но у коренных народов Заполярья за многие века эволюции сформировался ряд особенностей, позволяющих вести полноценную жизнь в невыносимых для южан погодных условиях. По словам медиков, пищеварительная система коренных жителей Заполярья переваривать белки и жиры животного происхождения в огромных количествах без вреда для организма. Это позволяет накапливать необходимый запас энергии для поддержания нормальной температуры тела в самые лютые морозы.
У жителей Заполярья и характер другой, не такой, как в средней полосе. Человек, попавший в беду на улице зимой за полярным кругом замерзнет насмерть. Люди это понимают и всегда даже незнакомому человеку. Северяне крайне отзывчивы, никого не оставят в беде. Многие туристы, побывавшие за Уралом, не устают рассказывать о самых добрых и сердечных людях, которые живут в зоне вечной мерзлоты. (185 слов) Экстремальная погода привела к исчезновению популяций многих бабочек в России и других странах умеренного климата.
«Оказалось, что многие экстремальные явления крайне негативно влияют на бабочек. Вероятно, что жара зимой заставляет бабочек из спячки и затем гибнуть, когда холода возвращаются», - написала в статье эколог Альдина Франко.
В 2015 году подсчеты британских ученых и любителей природы показали, что к 2050 году шесть видов бабочек могут полностью исчезнуть в мире.
Анализ 37 лет наблюдений показал, что больше всего на жизни бабочек влияют аномальная жара зимой, холод летом, проливные дожди неделями, засухи и другие экстремальные погодные явления.
По мнению ученых, странам умеренного пояса, в том числе Великобритании, необходимо предпринять меры по защите бабочек. (111 слов)
Заполни таблицу «Сравнение текстов»
Категории для сравнения Текст 1 Текст 2
Заголовок
Ключевые слова и словосочетания
Общая тема для двух текстов
Тема текста
Стиль
Привести 1-2 доказательства стиля
Цель
Целевая аудитория
ПИСЬМО –
Выполните одно из двух предложенных заданий. Напишите эссе (не менее 100 слов)
1. Напишите эссе-повествование на тему «Мой вклад в программу «Год молодёжи в Казахстане», предложите свой план действий и расскажите о нём. Соблюдайте структуру текста-повествования, используйте вводные конструкции, предложения с косвенной речью.
2. Напишите эссе-рассуждение на тему «Нужно ли людям готовиться к глобальному изменению климата?». Если ваш вывод будет утвердительным, предложите свой путь выхода из экстремальной ситуации, связанной с природными катаклизмами. Соблюдайте структуру текста-рассуждения, используйте вводные конструкции, предложения с прямой и косвенной речью.
Схема выставления за раздел «Чтение».
Критерий оценивания Номер задания Дескриптор
Обучающийся
Сравнение текстов №1 Определяет заголовок двух текстов 1
№2 Выписывает ключевые слова и словосочетания 1
№3 Определяет общую тему для текстов, тему для каждого текста 1
№4 Определяет стиль текста, приводит 2 доказательства стиля 1
№5 Определяет цель и целевую аудиторию текста 1
Всего
Схема выставления за раздел «Письмо».
Критерий оценивания Номер задания Дескриптор
Обучающийся
Составляет эссе-рассуждение №1,2. Составляет эссе-рассуждение в соответствии с темой 1
Составляет эссе в соответствии с структурой 1
Учитывает целевую аудиторию письма 1
Использует предложения с прямой речью 1
Расставляет знаки препинания на письме в предложениях с прямой речью 1
Использует предложения с косвенной речью 1
Расставляет знаки препинания в предложениях с косвенной речью 1
Использует наречия в сравнительной степени (4) 1
Соблюдает орфографические нормы 1
Соблюдает пунктуационные нормы 1
Всего