ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены ж. б. ламарком в «философии зоологии» (1809).
в основе л. лежит представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ. градация легко прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. считая градацию отображением основной тенденции развития природы, насажденной «верховным творцом всего сущего», ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. другой фактор эволюции, по ламарку, — постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. изменение среды — основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств».
внешняя среда на растения и низших животных, лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. животные, нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. возникшие функционально-морфологические изменения по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. таким образом, по ламарку, ведущую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение формы — следствие изменения функции. положения об и органов и о наследовании приобретённых признаков были возведены ламарком в ранг универсальных законов эволюции. несостоятельность обоих «законов» была доказана экспериментально уже в конце 19 в. и особенно в начале 20 в. открытиям генетики. в позднейших трудах (1815, 1820) ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции. соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.
обосновывая своё учение, ламарк опирался на следующие факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя ; трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества «сомнительных видов»; изменение видовых форм при переходе в иные экологические и условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой. важными доказательствами превращения видов ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при и растений при введении в культуру. развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии реальных границ между и к отрицанию самого существования видов. наблюдаемые разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) — это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные систематические группы. подобное представление о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого каких бы то ни было перерывов и скачков (так называемый плоский эволюционизм). такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вымирания видов: ископаемые формы, по ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье современных видов. существование самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением из неживой материи.
ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале xix века жаном батистом ламарком в трактате «философия зоологии». взгляды самого ламарка достаточно сложны для понимания, поскольку базируются на ряде совершенно неинтерпретируемых в рамках современной науки концепций xviii века (первично сотворённые богом материя как пассивное начало и природа как порядок и энергия для его осуществления; концепция пяти элементов, из которых важнейшую роль играет эфир, в виде «тонких флюидов» циркулирующий в органических телах; постоянное самопроизвольное зарождение жизни, в том числе её сложных форм, из неорганической и органической материи; отрицание вымирания видов; отрицание наличия нервной системы и полового размножения у «низших животных» и т. в связи с этим, современный «ламаркизм» напоминает их лишь в самых общих чертах. в широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории (в основном, возникшие в xix — первой трети xx веков), в которых в качестве основной движущей силы эволюции (изменения видов) рассматривается внутренне присущее организмам стремление к совершенствованию. как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию «» и «» органов на их эволюционные судьбы, поскольку предполагается, что последствия или могут передаваться по наследству.
ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены ж. б. ламарком в «философии зоологии» (1809).
в основе л. лежит представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ. градация легко прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. считая градацию отображением основной тенденции развития природы, насажденной «верховным творцом всего сущего», ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. другой фактор эволюции, по ламарку, — постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. изменение среды — основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств».
внешняя среда на растения и низших животных, лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. животные, нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. возникшие функционально-морфологические изменения по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. таким образом, по ламарку, ведущую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение формы — следствие изменения функции. положения об и органов и о наследовании приобретённых признаков были возведены ламарком в ранг универсальных законов эволюции. несостоятельность обоих «законов» была доказана экспериментально уже в конце 19 в. и особенно в начале 20 в. открытиям генетики. в позднейших трудах (1815, 1820) ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции. соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.
обосновывая своё учение, ламарк опирался на следующие факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя ; трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества «сомнительных видов»; изменение видовых форм при переходе в иные экологические и условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой. важными доказательствами превращения видов ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при и растений при введении в культуру. развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии реальных границ между и к отрицанию самого существования видов. наблюдаемые разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) — это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные систематические группы. подобное представление о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого каких бы то ни было перерывов и скачков (так называемый плоский эволюционизм). такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вымирания видов: ископаемые формы, по ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье современных видов. существование самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением из неживой материи.
ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале xix века жаном батистом ламарком в трактате «философия зоологии». взгляды самого ламарка достаточно сложны для понимания, поскольку базируются на ряде совершенно неинтерпретируемых в рамках современной науки концепций xviii века (первично сотворённые богом материя как пассивное начало и природа как порядок и энергия для его осуществления; концепция пяти элементов, из которых важнейшую роль играет эфир, в виде «тонких флюидов» циркулирующий в органических телах; постоянное самопроизвольное зарождение жизни, в том числе её сложных форм, из неорганической и органической материи; отрицание вымирания видов; отрицание наличия нервной системы и полового размножения у «низших животных» и т. в связи с этим, современный «ламаркизм» напоминает их лишь в самых общих чертах. в широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории (в основном, возникшие в xix — первой трети xx веков), в которых в качестве основной движущей силы эволюции (изменения видов) рассматривается внутренне присущее организмам стремление к совершенствованию. как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию «» и «» органов на их эволюционные судьбы, поскольку предполагается, что последствия или могут передаваться по наследству.
объяснение: можно лучший ответ