Школьники провели следующий эксперимент. взяли целлофановый мешочек, который представляет собой синтетическую плёнку, проницаемую для воды. в опыте он будет изображать модель растительной клетки. далее заполнили мешок смесью сахарного песка и крахмала и герметично прикрепили к трубочке с резинового колечка. потом мешочек с трубкой поместили на дно банки с небольшим количеством воды, подкрашенной несколькими каплями чернил. при этом уровне воды в банке не был выше места крепления мешочка к трубке. использую пластилин и проволоку, закрепили трубку на горлышке банки. содержимое банки оставили на 1-2 ч. в ходе опыта подкрашенная вода стала подниматься по трубке. крахмальный клейстер в мешочке постепенно стал окрашиваться в тёмно-фиолетовый цвет. 1. какой части клетки соответствует в этом опыте крахмальный клейстер в мешочке? 2. какой результат опыта доказывает поступление воды из банки в трубочку? 3. какое свойство клетки доказывает этот эксперимент? обоснуйте свой ответ.
2. Результат опыта доказывает поступление воды из банки в трубочку. Появление окрашенной воды в трубке свидетельствует о том, что молекулы воды способны проникать через полупроницаемую целлофановую пленку. Это подтверждает существование осмотического давления, которое позволяет молекулам воды перемещаться через мембрану, в данном случае через модель растительной клетки.
3. Этот эксперимент демонстрирует свойство клетки, называемое осмосом, которое позволяет контролировать проникновение веществ через клеточную мембрану. Осмос - это процесс перемещения воды из раствора с низкой концентрацией вещества к раствору с более высокой концентрацией. В данном опыте, вода с низкой концентрацией растворенных веществ в банке перемещается в мешочек с более высокой концентрацией крахмального клейстера. Это свойство клетки позволяет ей поглощать воду и поддерживать свойственное ей тургорное давление и форму.