решить Лабораторную работу Лабораторная работа № 2. «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Цель:
- сформировать понятие «изменчивость организмов» и отработать выявление признаков на практике;
- выработать умение наблюдать готовые объекты;
- установить сравнительные выводы.
Оборудование: раздаточный материал, демонстрирующий изменчивость организмов (гербарные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев), лупа, измерительная линейка.
Ход работы:
1. Сравните 2-3 растения одного вида. Найдите признаки сходства в их строении (зафиксируйте это в их тетрадь). Объясните причины сходства.
2. Выясните признаки различия (зафиксируйте их). Объясните, какими свойствами организмов обуславливаются различия особей одного вида.
3. Какие различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной изменчивостью?
4. Объясните причины возникновения различий между особями одного вида.
5. Сформируйте вывод по лабораторной работе.
1. В первом пункте нам требуется сравнить 2-3 растения одного вида. Найдите признаки сходства в их строении и зафиксируйте это в тетради. Объясните причины сходства.
Для выполнения этого пункта необходимо взять гербарные растения 3-4 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида. Необходимо рассмотреть каждое растение и сравнить их строение. Следует обратить внимание на такие признаки, как форма листьев, цвет цветков, стебель, корни и другие физические характеристики растений. Запишите найденные сходства в тетрадь и поясните, по вашему мнению, почему эти растения имеют подобные признаки. Например, это может быть связано с условиями внешней среды или наследственными факторами.
2. Во втором пункте мы должны выяснить признаки различия и также зафиксировать их. Объясните, какие свойства организмов обуславливают различия особей одного вида.
Чтобы выполнить этот пункт, нужно снова взять каждое растение из предыдущего пункта и выяснить, в чем их различия. Различия могут быть связаны с цветом цветков, формой листьев, длиной стебля и другими характеристиками. Запишите эти различия и объясните, какими свойствами организма они обусловлены. Например, различия в цвете цветков между особями одного вида могут быть обусловлены разными генами.
3. В третьем пункте нам нужно определить, какие различия обусловлены наследственной изменчивостью, а какие - ненаследственной изменчивостью.
Для выполнения этого пункта нужно проанализировать найденные различия и определить, какие из них могут быть переданы от родителей к потомкам (наследственная изменчивость) и какие возникают в результате воздействия внешних факторов (ненаследственная изменчивость). Например, если различия в форме листьев в разных растениях одного вида передаются от родителей к потомкам, то это будет наследственная изменчивость.
4. В четвертом пункте мы должны объяснить причины возникновения различий между особями одного вида.
Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать результаты предыдущих пунктов и сделать выводы. Различия между особями одного вида могут возникать из-за разных генов, условий окружающей среды, воздействия различных факторов на организмы и других причин. Например, различия в форме листьев растений могут быть обусловлены изменчивостью в генах, что приводит к разным внешним характеристикам.
5. В пятом пункте требуется сформулировать вывод по лабораторной работе.
Для выполнения этого пункта нужно подвести итоги проведенной работы и сделать общий вывод. Обобщите все описанные выше результаты и объясните, что вы выяснили о изменчивости организмов, какие признаки могут изменяться и какие факторы могут повлиять на эти изменения. Например, вывод может быть о том, что изменчивость организмов может быть обусловлена как наследственными факторами, так и воздействием внешней среды.
С помощью данных шагов вы сможете решить данную лабораторную работу и сформировать понимание изменчивости организмов. Удачи в выполнении задания!