Воздействие изменения цены на количество спрашиваемого товара представляет собой более сложное явление, чем воздействие изменения дохода. Графически эта сложность проявляется в том, что при изменении цены не только перемещается линия бюджетного ограничения, но также меняется ее наклон. Движение к новому, максимизирующему полезность выбору, влечет за собой не только движение к другой кривой безразличия, но и изменение MRS. Поэтому когда изменяются цены, возникают два различных эффекта: эффект дохода и эффект замещения.
Эффект замещения связан с тем, что изменение цены какого-либо товара меняет структуру потребления: потребитель стремится приобретать относительно подешевевшие товары взамен товаров, ставших относительно более дорогими.
• Таким образом, эффект замещения — это изменение в потреблении товара только в результате изменения его цены по отношению к ценам всех других товаров.
В общем виде эффекты дохода и замещения представлены на рис. 1.13. Эффект дохода связан с тем, что с изменением цены какого-либо товара изменяется реальный доход потребителя, его покупательная а, значит, и величина с Данный эффект возникает потому, что изменение цены изменяет реальный доход потребителя; потребитель не может оставаться на первоначальной кривой безразличия, но должен переместиться на новую кривую безразличия.
• Эффект дохода — изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя (его приобретать больше или меньше данного товара).
Эффект дохода (AXS) и эффект замещения (ДXI)
Рис. 1.13. Эффект дохода (AXS) и эффект замещения (ДXI)
Бюджетная линия (1) соответствует первоначальным ценам товаров и доходу потребителя. Потребительский выбор здесь находится в точке А и обеспечивает общую полезность. При снижении цены товара X бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия Ur Эффекты замещения и дохода показаны с фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, а оптимальный уровень полезности остается на прежнем уровне Uг Движение из точки А в точку В вызвано тем, что потребитель отказывается от потребления других товаров и увеличивает потребление подешевевшего товарах, не изменяя полезности. Следовательно, эффект замещения представлен XXs. Эффект дохода представлен АХ1, когда за счет высвободившихся средств потребитель увеличивает общую полезность, переходя к точке С.
Эффект замещения всегда работает в направлении, обратном изменению цены. Эффект замещения всегда отрицателен, когда кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
Эффект дохода может быть отрицателен (для нормальных товаров), положителен (в случае некачественного блага), нейтрален (если кривая «доход — потребление» вертикальна).
Эффект дохода усиливает действие эффекта замещения, увеличивая потребление товара при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены.
Рассмотрим действие эффектов замещения и дохода для различных групп товаров.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения имеют одинаковую направленность и усиливают действие друг друга. Обычно оба эти эффекта суммируются, так как снижение (повышение) цены данных товаров приводит к росту (сокращению) их потребления.
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, пусть товар X — нормальный товар, а товар У — товар низшей категории. В одной и той же ситуации (падение цены на товар Y при неизменной цене товара X) эффект замещения приводит к росту потребления товара У, а эффект дохода — к падению его потребления. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправленно. Суммарный эффект в данном случае зависит от степени воздействия эффектов замещения и дохода на потребительский выбор. Как правило, если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода для этих товаров, то снижение цены товара вызывает повышение его потребления.
Моделируя ситуации дальше, можно предположить, что если эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то потребление товара низшей категории будет падать при снижении цены этого товара. Такие теоретически возможные товары называются
Эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу
Рис. 1.15. Эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу
Бюджетная линия (1) соответствует первоначальным ценам товаров и доходу
Рассмотрим практические ситуации эффектов дохода и замещения для
Для совершенных субститутов все изменения потребления происходят за счет эффекта замещения (рис. 1.17, б).
Эффект дохода и эффект замещения для совершенных комплементов (а) и субститутов (б)
Налог повышает цены товарах, а возврат налога увеличивает денежный доход. Исходный набор становится недоступным, и благосостояние потребителя
Воздействие изменения цены на количество спрашиваемого товара представляет собой более сложное явление, чем воздействие изменения дохода. Графически эта сложность проявляется в том, что при изменении цены не только перемещается линия бюджетного ограничения, но также меняется ее наклон. Движение к новому, максимизирующему полезность выбору, влечет за собой не только движение к другой кривой безразличия, но и изменение MRS. Поэтому когда изменяются цены, возникают два различных эффекта: эффект дохода и эффект замещения.
Эффект замещения связан с тем, что изменение цены какого-либо товара меняет структуру потребления: потребитель стремится приобретать относительно подешевевшие товары взамен товаров, ставших относительно более дорогими.
• Таким образом, эффект замещения — это изменение в потреблении товара только в результате изменения его цены по отношению к ценам всех других товаров.
В общем виде эффекты дохода и замещения представлены на рис. 1.13. Эффект дохода связан с тем, что с изменением цены какого-либо товара изменяется реальный доход потребителя, его покупательная а, значит, и величина с Данный эффект возникает потому, что изменение цены изменяет реальный доход потребителя; потребитель не может оставаться на первоначальной кривой безразличия, но должен переместиться на новую кривую безразличия.
• Эффект дохода — изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя (его приобретать больше или меньше данного товара).
Эффект дохода (AXS) и эффект замещения (ДXI)
Рис. 1.13. Эффект дохода (AXS) и эффект замещения (ДXI)
Бюджетная линия (1) соответствует первоначальным ценам товаров и доходу потребителя. Потребительский выбор здесь находится в точке А и обеспечивает общую полезность. При снижении цены товара X бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия Ur Эффекты замещения и дохода показаны с фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, а оптимальный уровень полезности остается на прежнем уровне Uг Движение из точки А в точку В вызвано тем, что потребитель отказывается от потребления других товаров и увеличивает потребление подешевевшего товарах, не изменяя полезности. Следовательно, эффект замещения представлен XXs. Эффект дохода представлен АХ1, когда за счет высвободившихся средств потребитель увеличивает общую полезность, переходя к точке С.
Эффект замещения всегда работает в направлении, обратном изменению цены. Эффект замещения всегда отрицателен, когда кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
Эффект дохода может быть отрицателен (для нормальных товаров), положителен (в случае некачественного блага), нейтрален (если кривая «доход — потребление» вертикальна).
Эффект дохода усиливает действие эффекта замещения, увеличивая потребление товара при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены.
Рассмотрим действие эффектов замещения и дохода для различных групп товаров.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения имеют одинаковую направленность и усиливают действие друг друга. Обычно оба эти эффекта суммируются, так как снижение (повышение) цены данных товаров приводит к росту (сокращению) их потребления.
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, пусть товар X — нормальный товар, а товар У — товар низшей категории. В одной и той же ситуации (падение цены на товар Y при неизменной цене товара X) эффект замещения приводит к росту потребления товара У, а эффект дохода — к падению его потребления. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправленно. Суммарный эффект в данном случае зависит от степени воздействия эффектов замещения и дохода на потребительский выбор. Как правило, если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода для этих товаров, то снижение цены товара вызывает повышение его потребления.
Моделируя ситуации дальше, можно предположить, что если эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то потребление товара низшей категории будет падать при снижении цены этого товара. Такие теоретически возможные товары называются
Эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу
Рис. 1.15. Эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу
Бюджетная линия (1) соответствует первоначальным ценам товаров и доходу
Рассмотрим практические ситуации эффектов дохода и замещения для
Для совершенных субститутов все изменения потребления происходят за счет эффекта замещения (рис. 1.17, б).
Эффект дохода и эффект замещения для совершенных комплементов (а) и субститутов (б)
Налог повышает цены товарах, а возврат налога увеличивает денежный доход. Исходный набор становится недоступным, и благосостояние потребителя