І. Пассивное научение - организм пассивно реагирует на раздражители с формированием непроизвольных изменений поведенческих реакций
1. Привыкание
(отрицательное научение)
Научение, в результате которого исчезает реакция на определённый раздражитель, который повторяется (например, привыкание к шуму машин за окном)
2. Запечатление
(импринтинг)
Научение, во время которого в кризисные периоды развития хорошо запоминается впервые увиденное (например, запечатление новорождённым образа матери)
3. Вырабатывание условных рефлексов
Научение, благодаря которому формируется поведенческая реакция на определённый условный раздражитель (например, на запах пищи выделяется слюна)
ІІ. Активное научение - научение путём активного взаимодействия со средой, благодаря чему возникают новые поведенческие реакции
1. Научение путём проб и ошибок
Научение путём случайного обнаружения связи раздражителя с реакцией (например, умение езды на лыжах требует многих попыток и падений)
2. Подражание
Воспроизведение человеком движений и поступков других людей (например, научение произносить звуки или работать с ноутбуком)
ІІІ. Познавательное научение - самое сложное научение с применением мышления
1. Непроизвольное (латентное) научение
Научение, формирующее готовность человека к практическому выполнению действия (например, зрительные впечатления дошкольников являются основой для хорошего восприятия математических действий)
2. Мгновенное научение, или озарение
(инсайт)
Внезапное нахождение решения какой-то ситуации (например, история открытия Архимедом закона гидростатики)
3. Научение путём соображений
Пополнение опыта путём сопоставления явлений и формулирования выводов (например, рассуждения при решении задачи)
Научение следует отличать от обучения как организованной формы активности, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков.
Таким образом, различные виды научения обеспечивают формирование приобретённых проявлений поведения в ответ на изменения условий существования.
Каковы особенности умственной деятельности человека?
УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, направленная на пополнение опыта с привлечением познавательных форм научения. Этот компонент приобретённого поведения имеет общественную природу, поскольку обеспечивает при человека к жизни в обществе и опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями.
У животных (дельфины, приматы, вороновые птицы, осьминоги) существует подобная деятельность, но она имеет простой характер. Учёные называют её элементарной умственной деятельностью, или благоразумной деятельностью. Животные с развитой нервной системой улавливать связи между явлениями внешнего мира лишь тогда, когда их непосредственно испытывают с зрения, слуха, обоняния и т. п. Они могут использовать эти связи в новой ситуации для построения поведенческого акта только на инстинктивной основе. О рассудочной деятельности животных свидетельствуют следующие признаки: экстраполяция предвидеть ход какого-либо события благодаря установлению простейших связей между явлениями), использование орудий труда и сложные системы общения.
У человека умственная деятельность является более совершенной благодаря труду, общественному образу жизни, развитой речи и мышлению. Особую роль в формировании умственной деятельности человека играют познавательные формы научения: путём рассуждений и путём формирования понятий.
Человек благодаря языку и абстрактному мышлению улавливать связи между предметами и явлениями внешнего мира даже тогда, когда они непосредственно не ощущаются. Это происходит благодаря воображению, которое создаёт в головном мозгу действительность в образах предметов или явлений и делает возможным их использование для поиска связей. Воображение позволяет человеку предвидеть ситуации, события, результат и соответственно конструировать свою деятельность. Так, водитель начинает искать ближайшую АЗС, если в его автомобиле осталось мало топлива, ученик углублённо изучает биологию, если хочет стать врачом.
Человек в отличие от животных благодаря умственной деятельности может не только использовать орудия труда, но и создавать их, сохранять и применять для достижения результата в совместной деятельности с другими людьми.
вот
Объяснение:
Название
Суть
І. Пассивное научение - организм пассивно реагирует на раздражители с формированием непроизвольных изменений поведенческих реакций
1. Привыкание
(отрицательное научение)
Научение, в результате которого исчезает реакция на определённый раздражитель, который повторяется (например, привыкание к шуму машин за окном)
2. Запечатление
(импринтинг)
Научение, во время которого в кризисные периоды развития хорошо запоминается впервые увиденное (например, запечатление новорождённым образа матери)
3. Вырабатывание условных рефлексов
Научение, благодаря которому формируется поведенческая реакция на определённый условный раздражитель (например, на запах пищи выделяется слюна)
ІІ. Активное научение - научение путём активного взаимодействия со средой, благодаря чему возникают новые поведенческие реакции
1. Научение путём проб и ошибок
Научение путём случайного обнаружения связи раздражителя с реакцией (например, умение езды на лыжах требует многих попыток и падений)
2. Подражание
Воспроизведение человеком движений и поступков других людей (например, научение произносить звуки или работать с ноутбуком)
ІІІ. Познавательное научение - самое сложное научение с применением мышления
1. Непроизвольное (латентное) научение
Научение, формирующее готовность человека к практическому выполнению действия (например, зрительные впечатления дошкольников являются основой для хорошего восприятия математических действий)
2. Мгновенное научение, или озарение
(инсайт)
Внезапное нахождение решения какой-то ситуации (например, история открытия Архимедом закона гидростатики)
3. Научение путём соображений
Пополнение опыта путём сопоставления явлений и формулирования выводов (например, рассуждения при решении задачи)
Научение следует отличать от обучения как организованной формы активности, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков.
Таким образом, различные виды научения обеспечивают формирование приобретённых проявлений поведения в ответ на изменения условий существования.
Каковы особенности умственной деятельности человека?
УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, направленная на пополнение опыта с привлечением познавательных форм научения. Этот компонент приобретённого поведения имеет общественную природу, поскольку обеспечивает при человека к жизни в обществе и опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями.
У животных (дельфины, приматы, вороновые птицы, осьминоги) существует подобная деятельность, но она имеет простой характер. Учёные называют её элементарной умственной деятельностью, или благоразумной деятельностью. Животные с развитой нервной системой улавливать связи между явлениями внешнего мира лишь тогда, когда их непосредственно испытывают с зрения, слуха, обоняния и т. п. Они могут использовать эти связи в новой ситуации для построения поведенческого акта только на инстинктивной основе. О рассудочной деятельности животных свидетельствуют следующие признаки: экстраполяция предвидеть ход какого-либо события благодаря установлению простейших связей между явлениями), использование орудий труда и сложные системы общения.
У человека умственная деятельность является более совершенной благодаря труду, общественному образу жизни, развитой речи и мышлению. Особую роль в формировании умственной деятельности человека играют познавательные формы научения: путём рассуждений и путём формирования понятий.
Человек благодаря языку и абстрактному мышлению улавливать связи между предметами и явлениями внешнего мира даже тогда, когда они непосредственно не ощущаются. Это происходит благодаря воображению, которое создаёт в головном мозгу действительность в образах предметов или явлений и делает возможным их использование для поиска связей. Воображение позволяет человеку предвидеть ситуации, события, результат и соответственно конструировать свою деятельность. Так, водитель начинает искать ближайшую АЗС, если в его автомобиле осталось мало топлива, ученик углублённо изучает биологию, если хочет стать врачом.
Человек в отличие от животных благодаря умственной деятельности может не только использовать орудия труда, но и создавать их, сохранять и применять для достижения результата в совместной деятельности с другими людьми.