Действуют три механизма: 1) за счет транспирации (испарения воды листьями) - верхний концевой двигатель 2) за счет когезии и адгезии между молекулами воды весь столб воды подтягивается вверх, вслед за испарившейся водой 3) за счет корневого давления - нижний концевой двигатель
Основным двигателем транспирационного тока является транспирация, т. е. выделение водяного пара в атмосферу.
Главный орган транспирации - лист, испаряющий воду через устьица (устьичная транспирация) . Пары воды по межклетникам мезофилла листа попадают в устьичные полости и через устьичные щели испаряются в атмосферу. Движения устьиц (открывание и закрывание) регулируют интенсивность транспирации . Часть воды растение теряет через кутикулу (кутикулярная транспирация) , но ее интенсивность в 10-20 раз ниже устьичной. Через растение как бы "просасывается" постоянный ток воды от почвы к атмосферному воздуху. Капиллярные силы поднимают столб воды, заполняющий сосуды со скоростью от 1 до 100 м/ч. Кроме того, при подъеме воды по сосудам важную роль играет сила сцепления ( когезия ) между молекулами воды и адгезия воды к стенкам сосудов. Тем самым создаются условия, позволяющие удерживать в сосудах столб воды высотой до 140 м. Высота самых больших деревьев, видимо, не может превысить эту величину. Корневое давление - давление, возникающее в проводящих сосудах корней растений. Корневое давление и транспирация вызывают поднятие пасоки (воды и растворённых в ней питательных веществ) вверх по стеблю. В основе корневого давления лежит явление осмоса; клетки корня активно выделяют в сосуды минеральные и органические вещества, что и создаёт более высокое, чем в почвенном растворе, осмотическое давление. Корневое давление обычно равно 1—3 ат (в некоторых случаях до 10 ат; 1 ат = 105 н/м2) и зависит от условий жизнедеятельности корня. При низкой температуре или недостатке кислорода корневое давление снижается, при гибели корня равно нулю. Максимум корневого давления отмечается днём, минимум — ночью. http://bse.sci-lib.com/article064742.html
1) за счет транспирации (испарения воды листьями) - верхний концевой двигатель
2) за счет когезии и адгезии между молекулами воды весь столб воды подтягивается вверх, вслед за испарившейся водой
3) за счет корневого давления - нижний концевой двигатель
Основным двигателем транспирационного тока является транспирация, т. е. выделение водяного пара в атмосферу.
Главный орган транспирации - лист, испаряющий воду через устьица (устьичная транспирация) . Пары воды по межклетникам мезофилла листа попадают в устьичные полости и через устьичные щели испаряются в атмосферу. Движения устьиц (открывание и закрывание) регулируют интенсивность транспирации . Часть воды растение теряет через кутикулу (кутикулярная транспирация) , но ее интенсивность в 10-20 раз ниже устьичной. Через растение как бы "просасывается" постоянный ток воды от почвы к атмосферному воздуху. Капиллярные силы поднимают столб воды, заполняющий сосуды со скоростью от 1 до 100 м/ч. Кроме того, при подъеме воды по сосудам важную роль играет сила сцепления ( когезия ) между молекулами воды и адгезия воды к стенкам сосудов. Тем самым создаются условия, позволяющие удерживать в сосудах столб воды высотой до 140 м. Высота самых больших деревьев, видимо, не может превысить эту величину.
Корневое давление - давление, возникающее в проводящих сосудах корней растений. Корневое давление и транспирация вызывают поднятие пасоки (воды и растворённых в ней питательных веществ) вверх по стеблю. В основе корневого давления лежит явление осмоса; клетки корня активно выделяют в сосуды минеральные и органические вещества, что и создаёт более высокое, чем в почвенном растворе, осмотическое давление. Корневое давление обычно равно 1—3 ат (в некоторых случаях до 10 ат; 1 ат = 105 н/м2) и зависит от условий жизнедеятельности корня. При низкой температуре или недостатке кислорода корневое давление снижается, при гибели корня равно нулю. Максимум корневого давления отмечается днём, минимум — ночью. http://bse.sci-lib.com/article064742.html