Изучение внешнего строения рыб и выявление особенностей,
связанных с условиями жизни в воде
1. Рассмотрите внешний вид рыбы. Определите форму тела. Найдите голову, туловище, хвост.
2. ответьте на вопрос: какое значение имеет форма тела для плавания?
3. Каковы размеры хвостового отдела? Какое он имеет значение при движении?
4. Определите, где парные, а где непарные плавники. Выясните роль отдельных плавников во время движения рыбы вперёд, при повороте или когда рыба в покое.
5. Определите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной стороне? Почему?
6. Рассмотрите, чем покрыто тело рыбы. Какое значение имеет чешуя для передвижения в воде? Как по чешуе можно определить возраст рыбы? Зачем на теле рыбы слизь?
7. Найдите боковую линию. Каково её значение?
8. Рассмотрите форму головы. Как она переходит в туловище? Какое это имеет значение?
9. Найдите органы чувств (глаза, ноздри). Есть ли веки? Есть ли орган слуха?
10. Найдите жаберные крышки. Каково их значение?
11. Оформите лабораторную работу в тетрадь, укажите цель, материалы и оборудование, ответьте на вопросы карточки-инструкции, зарисуйте внешнее строение рыбы.