Лабораторная работа №4
Тема: Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков
Цель: установить сходство и различия в строении раковин моллюсков
Ход работы:
1. Рассмотрите раковины Двустворчатых моллюсков: морского гребешка и мидии (стр. 96, рис.73). Опишите их сходство и различия. Объясните наличие выступов и углублений на спинной стороне раковин.
2. Опишите процесс образования жемчуга у Двустворчатых моллюсков.
3. Рассмотрите раковины Брюхоногих моллюсков: прудовик и катушка (стр. 91 рис. 68). Опишите сходство и различия внешнего строения раковин. Подсчитайте число оборотов в завитке каждой раковины.
4. Зарисуйте по одной раковине из каждой пары. Обозначьте на рисунке основные части внешнего и внутреннего строения раковин. Надпишите названия этих частей.
5. Письменно объясните, каково значение брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека. Каково значение двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.Лабораторная работа №4
Тема: Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков
Цель: установить сходство и различия в строении раковин моллюсков
Ход работы:
1. Рассмотрите раковины Двустворчатых моллюсков: морского гребешка и мидии (стр. 96, рис.73). Опишите их сходство и различия. Объясните наличие выступов и углублений на спинной стороне раковин.
2. Опишите процесс образования жемчуга у Двустворчатых моллюсков.
3. Рассмотрите раковины Брюхоногих моллюсков: прудовик и катушка (стр. 91 рис. 68). Опишите сходство и различия внешнего строения раковин. Подсчитайте число оборотов в завитке каждой раковины.
4. Зарисуйте по одной раковине из каждой пары. Обозначьте на рисунке основные части внешнего и внутреннего строения раковин. Надпишите названия этих частей.
5. Письменно объясните, каково значение брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека. Каково значение двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.
Цель: установить сходство и различия в строении раковин моллюсков.
Ход работы:
1. Рассмотрение раковин Двустворчатых моллюсков: морского гребешка и мидии.
Для выполнения первого задания нужно рассмотреть раковины морского гребешка и мидии, которые изображены на странице 96 в рисунке 73. Обратите внимание на их сходство и различия.
Сходство между морским гребешком и мидией:
- Они оба являются двустворчатыми моллюсками и имеют раковины, состоящие из двух между собой соединенных раковин.
Различия между морским гребешком и мидией:
- Форма раковин: раковина морского гребешка имеет форму веера или волны, а мидия имеет форму треугольника или эллипса.
- Наличие выступов и углублений на спинной стороне раковин: у морского гребешка они служат для закрепления раковины на подложке, а у мидии они образуются из-за внешних факторов, таких как например наличие других раковин или растений.
2. Описание процесса образования жемчуга у Двустворчатых моллюсков.
Жемчуг образуется, когда в организме двустворчатого моллюска (например, устрицы или мидии) попадает инородное тело, такое как песчинка или паразит. Это тело раздражает мягкие ткани моллюска, и в ответ на это, моллюск выделяет вещество, известное как накопительная перловица, которая образует вокруг инородного тела слои жемчужины. С течением времени эти слои накапливаются и формируют жемчужину.
3. Рассмотрение раковин Брюхоногих моллюсков: прудовика и катушки.
Для выполнения третьего задания нужно рассмотреть раковины прудовика и катушки, которые изображены на странице 91 в рисунке 68. Опишите их сходство и различия.
Сходство между прудовиком и катушкой:
- Они оба относятся к классу Брюхоногих моллюсков и имеют раковины.
- Обе раковины имеют спиральную форму.
Различия между прудовиком и катушкой:
- Размеры: прудовик обычно крупнее катушки.
- Количество оборотов спирали: подсчитайте число оборотов в завитке каждой раковины.
4. Зарисуйте по одной раковине из каждой пары.
Для выполнения четвертого задания следует нарисовать по одной раковине из каждой пары. На рисунке обозначьте основные части внешнего и внутреннего строения раковин, такие как слой периостра, клапан, края раковины и т.д. Обязательно надпишите названия этих частей.
5. Письменно объясните, каково значение брюхоногих моллюсков и двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.
Брюхоногие моллюски, такие как устрицы и мидии, имеют важное значение в природе и жизни человека. Они являются фильтраторами, питаются органическим мусором и аккумулируют шлаки и загрязнения в своей раковине. Это способствует очищению водоемов и поддержанию экологического баланса.
Двустворчатые моллюски, такие как морской гребешок или устрицы, также имеют значение в природе и жизни человека. Они являются источником пищи для многих животных, а также для людей. Многие двустворчатые моллюски также производят жемчуг, который используется для создания украшений и других предметов.
Надеюсь, что эта информация поможет вам успешно выполнить лабораторную работу. Если у вас возникнут вопросы или нужна дополнительная помощь, не стесняйтесь обратиться к вашему учителю. Удачи!