под термином «борьба за существование» дарвин объединяет различные взаимоотношения, в которые вступают организмы между собой, а также всевозможные взаимосвязи, которые возникают между организмами и условиями неживой природы. представим себе такую картину: зимой в тундре пасется стадо северных оленей. пищей им служит лишайник ягель («олений мох»), спрятанный под слоем снега. когда этот слой невелик, олени легко раскапывают его своими широкими копытами и достают ягель. в поедании ягеля оленями не видно никакой борьбы — и все-таки отношения между копытными животными и растениями, которыми они питаются, дарвин включает в борьбу за существование, подчеркивая, что использует этот термин в переносном, метафорическом смысле: олень не борется с ягелем, но избирательное выживание оленей зависит от того, насколько успешно тот или иной олень выкапывает ягель.
но вот после сильного снегопада ягель оказался так глубоко, что добыть его становится трудно, а то и невозможно. олени от бескормицы и причина тому —глубокий снеговой покров. здесь тоже не видно прямой «борьбы», но и эта зависимость оленей от неблагоприятных внешних условий (глубокий снег) войдет, по дарвину, в общее понятие «борьба за существование».
олень — лакомая добыча для волков. вот уж тут, действительно, возникает борьба — и борьба не на жизнь, а на смерть. отношение «хищник — жертва» также включено дарвином в борьбу за существование. часто целой стае волков достается всего-навсего один олень, к тому же, как правило, далеко не самый крупный. и как только олень, добытый совместными, удивительно согласованными действиями всей стаи, зарезан, вступает в силу еще одна форма борьба за существование: волки грызутся между собой.
в целом дарвин различает следующие формы борьбы за существование:
внутривидовая борьба, или конкуренция между особями одного и того же вида,межвидовая борьба, которая может выражаться в разных отношениях (отношения «хищник— жертва», «паразит —хозяин», конкурентные отношения между двумя хищников, между разными растений в лесу и т. д.); борьба организмов с неблагоприятными условиями неживой природы.
в соответствии с этим разделением выше примеры будут иллюстрировать: отношение «волк—волк» — внутривидовую борьбу за существование; отношения «ягель — олень» и «олень — волк» — межвидовую борьбу за существование; отношение «олень — снеговой покров» — борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.
чем ближе биологические потребности вступающих в состязание организмов, тем острее становится борьба между ними. именно поэтому внутривидовую борьбу и борьбу между близкими — конкурентами дарвин считал наиболее острой.
все взаимоотношения, объединенные дарвином под названием «борьба за существование», были хорошо известны и до него. но дарвин сумел увидеть за всем этим разнообразием нечто общее и важное для теории эволюции.
все животные и растения способностью к интенсивному размножению. каждая особь или пара особей любого вида дает многочисленное потомство (вспомните, сколько желудей приносит одно растение дуба, сколько икринок выбрасывает в воду во время нереста одна взрослая рыба, как высока червей или насекомых —вредителей сельского хозяйства). но лишь малая часть этого потомства выживает, достигает зрелости и сама в свою очередь начинает размножаться. происходит это потому, что любой организм на протяжении всей жизни постоянно вовлечен в ту или иную форму борьбы за существование. и почти в каждом из таких столкновений кто-то погибает. кто же погибает в первую очередь? в ответе на этот вопрос и содержится то общее, что позволило дарвину столь различные взаимоотношения в природе объединить одним общим собирательным термином «борьба за существование». в борьбе за существование, какую бы форму она ни принимала, из разнообразных особей вида, как правило, сохраняют жизнь и оставляют потомство более сильные, лучше приспособленные к данным условиям, а погибают более слабые, менее приспособленные.
а это и означает, что борьба за существование приводит в природе к естественном у отборуили выживанию наиболее приспособленных.
под термином «борьба за существование» дарвин объединяет различные взаимоотношения, в которые вступают организмы между собой, а также всевозможные взаимосвязи, которые возникают между организмами и условиями неживой природы. представим себе такую картину: зимой в тундре пасется стадо северных оленей. пищей им служит лишайник ягель («олений мох»), спрятанный под слоем снега. когда этот слой невелик, олени легко раскапывают его своими широкими копытами и достают ягель. в поедании ягеля оленями не видно никакой борьбы — и все-таки отношения между копытными животными и растениями, которыми они питаются, дарвин включает в борьбу за существование, подчеркивая, что использует этот термин в переносном, метафорическом смысле: олень не борется с ягелем, но избирательное выживание оленей зависит от того, насколько успешно тот или иной олень выкапывает ягель.
но вот после сильного снегопада ягель оказался так глубоко, что добыть его становится трудно, а то и невозможно. олени от бескормицы и причина тому —глубокий снеговой покров. здесь тоже не видно прямой «борьбы», но и эта зависимость оленей от неблагоприятных внешних условий (глубокий снег) войдет, по дарвину, в общее понятие «борьба за существование».
олень — лакомая добыча для волков. вот уж тут, действительно, возникает борьба — и борьба не на жизнь, а на смерть. отношение «хищник — жертва» также включено дарвином в борьбу за существование. часто целой стае волков достается всего-навсего один олень, к тому же, как правило, далеко не самый крупный. и как только олень, добытый совместными, удивительно согласованными действиями всей стаи, зарезан, вступает в силу еще одна форма борьба за существование: волки грызутся между собой.
в целом дарвин различает следующие формы борьбы за существование:
внутривидовая борьба, или конкуренция между особями одного и того же вида,межвидовая борьба, которая может выражаться в разных отношениях (отношения «хищник— жертва», «паразит —хозяин», конкурентные отношения между двумя хищников, между разными растений в лесу и т. д.); борьба организмов с неблагоприятными условиями неживой природы.в соответствии с этим разделением выше примеры будут иллюстрировать: отношение «волк—волк» — внутривидовую борьбу за существование; отношения «ягель — олень» и «олень — волк» — межвидовую борьбу за существование; отношение «олень — снеговой покров» — борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.
чем ближе биологические потребности вступающих в состязание организмов, тем острее становится борьба между ними. именно поэтому внутривидовую борьбу и борьбу между близкими — конкурентами дарвин считал наиболее острой.
все взаимоотношения, объединенные дарвином под названием «борьба за существование», были хорошо известны и до него. но дарвин сумел увидеть за всем этим разнообразием нечто общее и важное для теории эволюции.
все животные и растения способностью к интенсивному размножению. каждая особь или пара особей любого вида дает многочисленное потомство (вспомните, сколько желудей приносит одно растение дуба, сколько икринок выбрасывает в воду во время нереста одна взрослая рыба, как высока червей или насекомых —вредителей сельского хозяйства). но лишь малая часть этого потомства выживает, достигает зрелости и сама в свою очередь начинает размножаться. происходит это потому, что любой организм на протяжении всей жизни постоянно вовлечен в ту или иную форму борьбы за существование. и почти в каждом из таких столкновений кто-то погибает. кто же погибает в первую очередь? в ответе на этот вопрос и содержится то общее, что позволило дарвину столь различные взаимоотношения в природе объединить одним общим собирательным термином «борьба за существование». в борьбе за существование, какую бы форму она ни принимала, из разнообразных особей вида, как правило, сохраняют жизнь и оставляют потомство более сильные, лучше приспособленные к данным условиям, а погибают более слабые, менее приспособленные.
а это и означает, что борьба за существование приводит в природе к естественном у отборуили выживанию наиболее приспособленных.