2.Измерьте за сколько секунд вы можете написать слова «Психология» скорописью. Результаты запишите в левый столбик. 3.Измерьте, за сколько секунд вам удастся написать слово «Психология» зеркальным шрифтом. Писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противополож¬ную сторону. Полученные результаты запишите в правом столбике под цифрой 1.
Образец
4.Повторите эту запись 10 раз, измеряя скорость письма в секундах при каждой попытке. Результаты измерений в правом столбике в соответствии с номером попытки.
5.После выполнения всех попыток число разры¬вов между буквами и их элементами при написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Определите, уменьшается ли число таких разрывов от попытки к попытке, появляются ли соединения между буквами.
6.Обратите внимание на нажим, с которым написаны буквы, особенно в тех случаях, когда встречались затруднения. Поду¬майте, какими фактами можно подтвердить, что при выработке ди-намического стереотипа число «лишних» движений и «лишних» усилий сокращается.
7.И. П. Павлов высказал предположение, что при изменении старого динамического стереотипа человек испытывает отрица¬тельные эмоциональные состояния. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу фактами данного опыта?
8.На основании данных правой части таблицы 1 постройте график выработки навыка зеркального письма. Номера попыток поместите на оси абсцисс, время — на оси ординат (рис. 1).
Рис. 1. График выработки навыка письма зеркальным шрифтом.
9.На основе анализа графика ответьте на следующие во а) Как происходит выработка навыка в начале и в конце работы? Когда формирование навыка идет быстрее, когда медлен¬нее?
б) Имеются ли на вашем графике участки, когда навык как бы перестает вырабатываться, получаются горизонтальные ли¬нии — «плато»?
в) Наблюдались ли случаи, когда результаты выработки навы¬ка снижались? Почему так происходило?
г) Начинающие учиться писать зеркальным шрифтом выписы¬вают каждую букву отдельно. Сохранялся ли такой написа¬ния в процессе обучения или к концу опыта между буквами стали появляться соединения?
10. ответьте на во а) Почему время выполнения работы в новых условиях иногда ухудшается?
б) Возросла ли скорость написания слов зеркальным шрифтом в новых условиях?
Оценка результатов.
1.Подумайте, какие положения гипоте¬зы подтвердились, а какие не подтвердились в проделанном вами опыте.
2.Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте¬реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле¬менты, например слово, написанное ранее одним росчерком выписывается теперь по буквам?
3.Делаются ли при формировании нового динамического стерео¬типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
4.В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому