(1) Для меня речка была первой и едва ли не главной жизненной школой.(2)Плавать мы, жившие у реки ребятишки, учились так же естественно, как учатся в детстве ходить…(3)Так же само собой приходило умение владеть веслом, переплывать плес, держась за лошадиную гриву.(4)…в солнечный день я опустил с лодки голову к самой воде и увидел шустрых жуков, каких-то козявок, скопище мелких живых красных и черных точек. (5) Полдня мы пролежим с приятелем на носу лодки, наблюдая свое открытие.(6)А сколько радостей и открытий давала в детстве рыбалка! (7)Рыболовами у реки становятся рано.(8)Помню: ловля сначала велась подолом рубахи, потом старым мешком, потом удочкой на крючок. (9)Лет в десять на чердаке я обнаружил свою плетенную из хвороста колыбельку, и мы с приятелем стали владельцами снасти под названием «топтуха».(10)На мелких местах двое мальчишек тихонько подводят к берегу снасть и начинают топать, шелюхать ногами в кустах и осоке.(11)Вынешь «топтуху», в ней – щуренок или налим, язь, окуньки, пучеглазые раки. (12) Окоченев от лазанья по воде, мы грели животы на песке и опять лезли «топтать». (13) Сама речка, таинственно текущая издалека и уходившая по осокам и лознякам неизвестно куда, будоражила любопытство.(14) Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? (15)Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стоят на реке.(16)В десять лет я думал, что это река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села.(17)Лет в тринадцать понял: не вода к людям, а люди тянулись к воде. (18)Возле воды по лугам бродили коровы, к речке на ночь выгоняли пасти лошадей, в июне косари валили над Усманкой травы, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье.(19)Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью…(20)Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая.
(В.Песков)
Часть 1
А1. Определите тип и стиль данного текста.
1. повествование, публицистический
2. описание, художественный
3. описание, разговорный
4. повествование, научный
А2. Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста?
1. Рыбалка давала много радостей и открытий.
2. Речка будоражила любопытство детей.
3. Люди всегда тянулись к воде.
4. Река была источником обогащения.
А3. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 4?
1. вдруг
2. иногда
3. сначала
4. однажды
А4. В каком значении употреблено слово естественно в предложении 2?
1. натурально
2. непринужденно
3. без сомнения
4. обязательно
А5. Какое объяснение постановки тире в предложении 20 является верным?
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, когда они оба выражены именами существительными.
2. Тире ставится перед обособленным рас определением, стоящим в конце предложения и имеющим особую смысловую нагрузку.
3. Тире ставится между словами автора и прямой речью.
4. Тире ставится между частями сложного предложения, если вторая часть имеет значение следствия.