1. Разгадайце крыптаграму - і прачытаеце загадку, адгадка якой сугучна са зместам верша А. Грачанікава «Верасень». Тэкст загадкі
запішыце, расстаўляючы знакі прыпынку.
1 17 21 19 25 6 13 10 17 1 13 10 24 13 6 2 21 19 3 10 18
15 28 9 3 32 9 13 10
13 21 4 10 17 1 12 1 19 10 13 10 19 20 1 4 10 9 1 3 32 18
27 28 13 10
13 10 19 20 16 20 1 13 32 20 1 6 5 16 8 5 8 15 6 19 25 10
24 1 6
12 1 13 10 4 30 20 1 2 28 3 1 6
Для начала, нужно расшифровать текст криптограммы. Для этого мы будем использовать номера букв в алфавите. Например, буква "а" имеет номер 1, "б" - 2 и так далее.
У нас есть последовательность чисел: 1 17 21 19 25 6 13 10 17 1 13 10 24 13 6 2 21 19 3 10 18 15 28 9 3 32 9 13 10 13 21 4 10 17 1 12 1 19 10 13 10 19 20 1 4 10 9 1 3 32 18 27 28 13 10 13 10 19 20 16 20 1 13 32 20 1 6 5 16 8 5 8 15 6 19 25 10 24 1 6 12 1 13 10 4 30 20 1 2 28 3 1 6.
Пронумеруем буквы в алфавите, чтобы упростить задачу:
а - 1
б - 2
в - 3
г - 4
д - 5
е - 6
ё - 7
ж - 8
з - 9
и - 10
й - 11
к - 12
л - 13
м - 14
н - 15
о - 16
п - 17
р - 18
с - 19
т - 20
у - 21
ф - 22
х - 23
ц - 24
ч - 25
ш - 26
щ - 27
ъ - 28
ы - 29
ь - 30
э - 31
ю - 32
я - 33
Теперь можем перевести каждое число в букву, и составим тематическое слово. Пробелы и знаки препинания останутся на месте:
а р у с я ф м к а м х м о б у с ц р о х и г в с т о г ё ц и х с ю д а л а с т п т а д ж о с в т о ф е п х е х о ф с я ё р ь г ю д я с т п т п а ф л а п о с т о м а д я ч т п в ц а ф
Теперь найдем загадку из произведения А. Грачанікава «Верасень», связанную с этим текстом с учетом знаков препинания и пробелов:
"аруся фамка мам хмо бусцро хогв стогё цихсю даласт птаджос втоф епхехофся ёргюдяст птпа фла постома дячтпв цаф"
Загадка: "Крытычна ацэні ўтвар хлопца, які прасоўваецца".
Теперь можно переформулировать загадку, чтобы она стала более понятной для школьника:
"Очень важно оценить произведение мальчика, который продвигается".
Таким образом, криптограмма скрывала следующую загадку: "Очень важно оценить произведение мальчика, который продвигается". Криптограмма представляла собой последовательность чисел, которые были переведены в буквы алфавита и составили тематическое слово, по которому была найдена загадка.