Родился в крестьянской семье в деревне тимониха харовского района вологодской области. учился в школе фзо в г. соколе вологодской области, работал столяром, мотористом, электромонтером. после службы в армии (1952—1955) работал на заводе в перми, затем был сотрудником районной гаеты "коммунар" (вологодская область, 1956); с этого времени начал выступать в печати. в 1958 г. был избран секретарем районного комитета комсомола в грязовецком районе вологодской области; в 1959—1964 годах учился в институте им. м. горького; в 1963 г. был принят в союз писателей .ранние стихи и поэмы белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х гг. (периода "оттепели"): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, жажда движения, героики. в этом русле развивалась массовая поэзия того времени, с которой многообразно перекликаются стихи белова: идет человек от порога,в тревожные дали идет.вместе с многими лириками 1950-х годов молодой белов в "святой тревоге", в борьбе, в социальном порыве видит настоящее назначение человека, единственно достойное содержание жизни (стихотворение "россия", поэма "комсомольское лето"). еще в юности он покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме "о чем поет гармонь" поэт скажет об этом: и тогда совсем не горевал я,уходя из дому налегке.в "плотницких рассказах" герой константин зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: " всей душой возненавидел все это. поклялся не возвращаться сюда". но скоро тяга к "отцовскому краю" становится той господствующей силой, которая определяет судьбу белова и направление его творчества. тема "возврата" звучит уже в первом поэтическом сборнике "деревенька моя лесная" (вологда, 1961). путь сердца к родине, к "почве", к дому и земле у белова не путь воспоминаний, созерцательной ностальгии. это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х годов в книгах белова воссоздается мир северной деревни. эпический по своему наполнению и по изображения, этот мир прониэан лиризмом различных оттенков: скорбь, горечь, грусть, нежность и мягкий юмора. в сборнике повестей и рассказов "знойное лето" (вологда, 1963) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде дел, течению беседы. реальные подробности жизни деревни в общей сдержанной гамме. стремясь к достоверности во всем, белов прибегает почти к документальной точности в обрисовке характеров и нередко превращает рассказ в очерк