у чувашей имеется похожий праздник, имеющий с сабантуем общие корни, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй)[7].
схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — агапайрем[8].
аналогичный праздник татарстанской мордвы — имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».
похожий праздник под названием удм. гербер существует и у удмуртов[10].
народы северного кавказа, и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой[11]. этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи[12].
в современном языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.
сабантуя
истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году[13].
впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником ибн фадланом, прибывшим в булгар в качестве посла из багдада[14].
в 1979 году ф. с. хакимзяновым в алькеевском районе татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «saban tuj kon ati» — «день сабантуя», что свидетельствует о праздновании сабантуя еще в период волжской болгарии[15].
несмотря на то, что у башкир «һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников[16], впервые письменно зафиксирован в xviii веке в путевых записях лексикографа, натуралиста и путешественника ивана ивановича лепёхина и этнографа, учёного георги иоганна готлиба[17]. и. г. георги писал: «башкирцы. пахатной ихъ праздник (сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ муллою, сходетствуетъ съ анга соареномъ черемисским. хотя земледъліе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое муллою моленіе о плодородіе земли и изобиліе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстаніем въ запуски и тому подобными»[18].
у башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. так же известен обряд «һабан бутҡаһы» («плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей[19].
ответ:
объяснение:
у чувашей имеется похожий праздник, имеющий с сабантуем общие корни, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй)[7].
схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — агапайрем[8].
аналогичный праздник татарстанской мордвы — имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».
похожий праздник под названием удм. гербер существует и у удмуртов[10].
народы северного кавказа, и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой[11]. этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи[12].
в современном языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.
сабантуя
истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году[13].
впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником ибн фадланом, прибывшим в булгар в качестве посла из багдада[14].
в 1979 году ф. с. хакимзяновым в алькеевском районе татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «saban tuj kon ati» — «день сабантуя», что свидетельствует о праздновании сабантуя еще в период волжской болгарии[15].
несмотря на то, что у башкир «һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников[16], впервые письменно зафиксирован в xviii веке в путевых записях лексикографа, натуралиста и путешественника ивана ивановича лепёхина и этнографа, учёного георги иоганна готлиба[17]. и. г. георги писал: «башкирцы. пахатной ихъ праздник (сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ муллою, сходетствуетъ съ анга соареномъ черемисским. хотя земледъліе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое муллою моленіе о плодородіе земли и изобиліе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстаніем въ запуски и тому подобными»[18].
у башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. так же известен обряд «һабан бутҡаһы» («плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей[19].